Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 8 класс» М. М. Разумовской, П. А. Леканта - М. М. Разумовская 2015
О некоторых особенностях учебника Русский язык. 8 класс
Поклассные методические рекомендации, к которым относится и данная книга, касаются особенностей содержания обучения и организации учебного процесса в конкретном классе. При этом, естественно, реализуются идеи не только ориентированные на данный класс, но и общие, воплощённые в курсе русского языка в целом.
Учебник для 8 класса содержит три раздела: «О языке», «Язык. Правописание. Культура речи», «Речь» (внутри второго раздела).
Главная цель занятий родным языком в 8 классе — речевое и языковое развитие школьников — решается, как и в предыдущие годы обучения, с помощью двух подходов: через языковые разделы курса и на основе специальных речеведческих знаний. Это значит, что материал языкового и речевого разделов изучается не в линейном порядке, а параллельно, перемежаясь.
Стержневая грамматическая тема в 8 классе сохраняется традиционно, что и понятно: простое предложение не только считается основной единицей синтаксиса как раздела грамматики, но квалифицируется и как минимальная, однако главнейшая единица речи. Стремясь отразить эту двойственную природу предложения, ведущие отечественные языковеды в определение предложения вводят и грамматический, и речевой (смысловой) аспекты, относя, однако, предложение к грамматике, к высшему уровню языковой системы.
Коснёмся ряда положений, характеризующих учебник 8 класса.
1. Теоретический материал по синтаксису простого предложения подаётся авторами в свете идей структурно-семантического подхода, разделяемого большинством современных крупных лингвистов. Этот подход, предписывающий рассматривать синтаксические явления в единстве их значения, формы и функции, уже получил многолетнюю апробацию в школьной практике и может служить надёжной научной основой школьного курса синтаксиса.
С учётом главной цели обучения авторы особое внимание уделяют семантическому, функциональному и коммуникативному аспектам изучаемых синтаксических категорий. В центре внимания оказывается не только классификационно-описательная характеристика рассматриваемых языковых фактов и явлений, но и их семантическая, смысловая оценка, особенности лексического наполнения и речевого употребления синтаксических единиц.
Синтез языкового и речевого подходов позволяет и вооружить учащихся прочными, осмысленными лингвистическими знаниями, и обогатить речь восьмиклассников изучаемыми синтаксическими конструкциями, обеспечивая их востребованность в прогнозируемой речевой практике.
2. Единицами синтаксиса считаются словосочетание, простое предложение, сложное предложение. Сложное синтаксическое целое, текст и его особенности рассматриваются в разделе «Речь».
Вслед за В. В. Виноградовым словосочетание в этом учебнике рассматривается авторами как номинативная единица языка, обозначающая хотя и расчленённое, но единое понятие. Словосочетанием признаётся соединение двух и более полнозначных слов, соединённых между собой подчинительной связью: или путём согласования, или путём управления, или путём примыкания.
Словосочетание тем самым чётко противопоставляется предложению, основным признаком которого является предикативность. Носителями предикативности (способности соотнести высказывание с действительностью, сообщить о чём-то) выступают главные члены: подлежащее и сказуемое в двусоставном предложении, один главный член в односоставном предложении. Через грамматические категории наклонения (модальности), времени и лица главные члены способны выполнять коммуникативную функцию, придавать предложению статус главного средства выражения и сообщения мысли. Ни слово, ни словосочетание такой функции выполнять не могут. Потому главные члены считаются грамматической основой предложения, являются его функционально-коммуникативным ядром. Словосочетание же, вбирая второстепенные члены, распространяет грамматическую основу предложения. В учебнике в виде сопоставительной таблицы представлены отличительные признаки словосочетания и предложения.
3. Из структурных типов словосочетания на основе стержневого компонента рассматриваются именные, глагольные и наречные словосочетания.
Вопросы лексической и грамматической сочетаемости слов в составе словосочетания увязываются с задачами обогащения словаря учащихся и формирования навыков культуры речи.
4. Среди видов односоставного предложения выделяются определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные и назывные. Изучение обобщённо-личных предложений не в составе других видов, а как самостоятельный вид обосновывается тем, что в этом случае материал лучше осознаётся и усваивается учащимися. Кроме того, на уроках литературы восьмиклассники уже ознакомились со сказками, пословицами, поговорками, с крылатыми выражениями, и, используя эти речевые образцы, они сумеют лучше понять семантику обобщённо-личных конструкций, особенности их смысловой организации.
5. В самостоятельную группу выделяются также предложения со вставными конструкциями, поскольку они (в отличие от вводных слов) непосредственно поясняют, обогащают содержание высказывания и поэтому могут быть оформлены в качестве зависимых компонентов предложения.
6. Вводится ряд терминов и понятий, усиливающих классификационную организацию материала. Так, разные виды осложнения простого предложения объединяются вводимым термином простое осложнённое предложение. Это понятие, общее для разных синтаксических структур, помогает усилить логическую организованность необходимого для усвоения материала.
Подобные же цели ставились авторами и при вводе термина-понятия глагольные односоставные предложения.
7. Особое внимание в учебнике уделяется интонационной стороне речи, поскольку интонация наряду с предикативностью является отличительной чертой, присущей предложению. Внимание к интонации проявлялось в данных учебниках постоянно, начиная с первых уроков в 5 классе.
Теперь же, на этапе 8 класса, когда изучается систематический курс синтаксиса, все сведения и умения интонационного характера, которыми располагают учащиеся, обобщаются, углубляются, обогащаются. Внимание обращается на особенности произношения фраз-предложений разных конструкций, на передачу разнообразных индивидуально-эмоциональных оттенков в ходе речевого общения. Особенно богато представлен интонационный аспект в осложнённых простых предложениях.
Пристальное внимание к интонации объясняется не только тем, что интонация — один из специфических признаков предложения, один из показателей речевого развития человека, но и тем, что от сформированности речевого слуха, от способности улавливать интонационные нюансы и самому владеть интонационным богатством речи в значительной степени зависит пунктуационная грамотность.
8. Вопросу формирования пунктуационной грамотности учащихся в учебнике уделяется самое серьёзное внимание. Прежде всего через серию заданий учебник ориентирует учащихся на осознание зависимости пунктуации от триединого показателя: от смысла высказывания; от особенностей синтаксической организации предложения и текста; от характера объективной и субъективной интонации. Этот общий подход конкретизируется в логике изучаемых синтаксических тем.
Со многими пунктуационными правилами учащиеся знакомы по вводному курсу синтаксиса (5 класс). В 6 и 7 классах правила пунктуации закреплялись на обобщающем уровне: учащиеся систематизировали и осмысляли известные им случаи постановки запятой, тире и двоеточия.
Теперь (8 класс) уже известные правила пунктуации формируются на более сложном языковом материале и организуется работа с новыми пунктуационными правилами: вводные и вставные конструкции, уточняющие члены предложения и т. д.; для этого учебник предлагает довольно обширный дидактический материал.
Эффективным средством выработки пунктуационных навыков является, как показывает практика, графический диктант, когда ученик воссоздаёт только синтаксическую схему предложения со знаками препинания, опуская слова. При такой записи речи в единицу времени удаётся обработать значительно большее количество текстового материала. При этом лучше осознаются особенности синтаксических конструкций и их пунктуационная норма.
9. Предусмотрена специальная работа по речевому развитию учащихся. Уже говорилось, что в ходе изучения синтаксических тем восьмиклассники
выполняют серию упражнений, направленных на обогащение грамматического строя их речи определёнными грамматическими конструкциями. Это и создание текстов с предложениями заданной структуры, и небольшие сочинения по картине с синтаксической направленностью (в учебнике имеется цветная вклейка с репродукциями картин и воссозданием фотографий), и трансформация текстового материала, и самостоятельный подбор учащимися предложений определённого вида, и работа над интонационной стороной речи, и др.
Кроме того, как уже отмечалось, имеется раздел «Речь», цель которого — развитие навыков связной речи учащихся. В предыдущие годы они тренировались в создании фрагментов текста заданного стиля и типа. В 8 классе учащиеся переходят к жанрам, в данном случае к жанрам публицистики. Понятно, что жанр (очерк, репортаж, статья) предполагает использование разных типов речи. Этому умению и обучает учебник, предусматривается система различных заданий и упражнений для устных и письменных высказываний.
Продолжается работа и над нормами произношения. Материал и задания по орфоэпии сопровождают изложение основных программных тем.
10. Учебник обеспечивает систему повторения ранее изученного и важного для общей речевой подготовки школьника материала.
Предусмотрена система подготовки и совершенствования орфографических навыков восьмиклассников.
В начале года как обобщение ранее изученного ещё раз прорабатываются обычно непрочно усваиваемые правила употребления н — нн в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий; правила слитного и раздельного написания не пни с разными частями речи; правила употребления дефиса; правила слитного, полуслитного и раздельного написания наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи, что в дальнейшем через различные виды заданий постоянно закрепляется на материале текстов к изучаемым темам.
Продолжена введённая в учебники предыдущих лет обучения серия ЗСП, организующая целенаправленную словарно-орфографическую работу на базе учёта значения слова, его морфологической структуры и принадлежности к определённой части речи. Словник увязан с трудными случаями правописания.
Наконец, широко проводится работа по текстам с пропущенными буквами или взятыми в скобки речевыми отрезками. Решая вопросы написания, учащиеся, согласно заданиям, систематизируют орфограммы и правила, сопоставляют смешиваемые написания, аргументируют выбор нормативного варианта.
Предусмотрены задания по совершенствованию подготовки восьмиклассников в области морфологии, словообразования и лексики.
Систематически предлагается разобрать как часть речи то или иное слово, доказать принадлежность слова к определённой части речи, назвать специфические признаки разных классов слов и др.
Так же последовательно даются задания провести морфемный анализ слова, выбрать из текста слова указанной словообразовательной модели и др.
Продолжена начатая с 5 класса работа над изобразительно-выразительными средствами языка, над эмоциональной лексикой.
Авторы стремились ориентировать материал учебника на достижение главных целей обучения.