Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 8 класс» М. М. Разумовской, П. А. Леканта - М. М. Разумовская 2015
Содержание обучения русскому языку в 8 классе (планирование)
Язык и речь
№ уроков. Параграф |
Название темы |
Содержание |
Виды деятельности учащихся |
1 § 1 |
Русский язык в семье славянских языков |
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка |
Иметь представление о месте русского языка среди славянских языков |
Повторение и обобщение изученного в 5 — 7 классах
№ уроков. Параграф |
Название темы |
Содержание |
Виды деятельности учащихся |
2 § 2, 3 |
Разновидности речи |
Речь и её разновидности. Текст, его тема и основная мысль. Стили речи. |
Повторить изученное в разделе «Речь» в 5 — 7 классах. «Читать» таблицы и схемы. Строить высказывание на лингвистическую тему с опорой на таблицу и план ответа |
Средства выразительности в художественной речи |
|||
3, 4 |
Контрольная работа № 1. Изложение без концовки. Анализ изложения (с. 86 — 89) |
Написать изложение, сохраняя композицию, тему, основную мысль текста, стиль речи, выразительные языковые средства. Закончить рассказ, сформулировав в заключении вывод, к которому пришёл автор, а вместе с ним — читатели |
Орфография и морфология (повторение)
№ уроков. Параграф |
Название темы |
Содержание |
Виды деятельности учащихся |
5 § 4 |
Буквы н и нн в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий |
Разграничение имён прилагательных, причастий, наречий; опознавание и образование полных и кратких форм страдательных причастий; соотнесение конкретных суффиксов с определёнными группами слов; правописание суффиксов с буквами н и НН |
Безошибочно разграничивать имена прилагательные, причастия, наречия; опознавать и образовывать полные и краткие формы страдательных причастий; соотносить конкретные суффиксы с определёнными группами слов; правильно писать суффиксы с буквами н и НН |
6 § 5 |
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи |
Правописание не: 1) с глаголами и деепричастиями; 2) с причастиями; 3) с существительными, прилагательными и наречиями |
Закрепляются понимание и верное написание не: 1) с глаголами и деепричастиями; 2) с причастиями; 3) с существительными, прилагательными и наречиями (такую группировку частей речи со слитным и раздельным написанием не учащиеся должны уметь аргументировать) |
7 § 5 |
Слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями и наречиями |
Не и ни с местоимениями и наречиями. Сходство и различие в написании |
Отчётливо осознавать сходство и различие в написании не и ни с местоимениями и наречиями, безошибочно писать данные группы слов |
8 § 5 |
Употребление в тексте частицы ни |
Употребление частицы ни для усиления отрицания, для передачи усилительно-обобщённого значения в придаточном предложении |
Отрабатываются основные функции употребления частицы ни: усиление отрицания, усилительно-обобщённое значение в придаточном предложении |
9 § 6 |
Употребление дефиса |
Употребление дефиса в предлогах, именах существительных и прилагательных, местоимениях, наречиях, глаголах |
Верно употреблять дефис в словах разных частей речи на основе знания правил дефисного написания в предлогах, именах существительных и прилагательных, местоимениях, наречиях, глаголах |
10 § 7 |
Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи |
Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи на основе разграничения смысла слов, различия их лексического и грамматического значений, морфемного строения |
Правильно писать данные слова на основе разграничения смысла слов, различия их лексического и грамматического значений, морфемного строения |
11 |
Контрольная работа № 2. Диктант (с. 68) |
Определяется уровень усвоения закрепляемого материала и намечаются темы для дальнейшей тренировки |
Речь (продолжение)
№ уроков. Параграф |
Название темы |
Содержание |
Виды деятельности учащихся |
12 § 8 |
Типы речи |
Три типа речи |
Написать небольшое домашнее сочинение «Легко ли быть молодым?» с опорой на структуру и языковые средства выразительности текста-образца; тип речи — рассуждение |
13 § 9 |
Способы и средства связи предложений в тексте |
Последовательный и параллельный способы связи предложений в тексте. Средства связи: лексический повтор, местоимения, синонимы, слова со значением «целое и его части» и др. |
Определять способ и средства связи предложений в тексте |
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса
№ уроков. Параграф |
Название темы |
Содержание |
Виды деятельности учащихся |
14 — 16 § 10 |
Словосочетание |
Что такое словосочетание. Словосочетание и предложение. Три типа связи главного и зависимого слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетания |
Понимать роль словосочетания; различать словосочетания и предложения. Вычленять из предложений словосочетания с разными типами связи (согласование, управление, примыкание). Правильно употреблять словосочетания в составе предложений. Проводить устный и письменный синтаксический разбор словосочетаний |
17, 18 § 11 |
Предложение и его типы |
Общая характеристика предложения |
Характеризовать разные типы предложений: утвердительные и отрицательные; по цели высказывания; по эмоциональной окраске; по количеству грамматических основ; по характеру основы; по наличию второстепенных членов. Правильно произносить термины русского языка (в основном из области синтаксиса), а также общеупотребительные слова |
Простое предложение. Двусоставное предложение.
Главные и второстепенные члены предложения
№ уроков. Параграф |
Название темы |
Содержание |
Виды деятельности учащихся |
|
19, 20 § 12 |
Интонация простого предложения |
Понятие об интонации. Пауза, логическое ударение, мелодика, тон, темп, тембр голоса как основные элементы интонации |
Знать, что такое интонация и её основные элементы. Проводить интонационную разметку текстов. Выразительно читать тексты, соблюдая интонационный рисунок каждого предложения и текста |
|
21, 22 § 13, 14 |
Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения |
Главные члены предложения и их роль в простом двусоставном предложении. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения |
Знать и пояснять функцию главных членов предложения. Знать, что такое подлежащее; уметь находить и характеризовать подлежащее в предложении. Знать, что такое сказуемое; уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении |
|
23 § 15 |
Тире между подлежащим и сказуемым |
Тире и его отсутствие между подлежащим и сказуемым |
Знать правило постановки тире между подлежащим и сказуемым; уметь применять правило в письменной речи. Читать с правильной интонацией предложения с тире между подлежащим и сказуемым. Различать тире и дефис и правильно их обозначать при письме |
|
24 §16 |
Правила согласования главных членов предложения |
Правильное согласование главных членов предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого (трудные случаи) |
Правильно согласовывать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующие правила и учитывая в ряде случаев сосуществующие в литературной речи варианты согласования |
|
25, 26 § 17 |
Второстепенные члены предложения, их функции. Определение |
Второстепенные члены предложения, их функции. Определение согласованное и несогласованное и способы его выражения в предложении. Приложение как особый вид определения. Правильное употребление определений в речи |
Знать и рассказывать о роли второстепенных членов в предложении. Знать, что такое определение, виды определений. Знать, что такое приложение; соблюдать правила написания приложений; правильно и уместно употреблять определения в речи |
|
27 § 18 |
Дополнение |
Дополнение прямое и косвенное и способы его выражения в предложении |
Знать, что такое дополнение, виды и способы выражения дополнения. Уметь отличать подлежащее от дополнения, выраженного в омонимичной форме |
|
28 § 19 |
Обстоятельство |
Обстоятельство. Разряды обстоятельств. Сравнительный оборот и его выделение на письме |
Знать, что такое обстоятельство; знать разряды обстоятельств, способы их выражения. Правильно употреблять знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами |
|
29 § 20 |
Порядок слов в предложении |
Прямой и обратный порядок слов в простом предложении |
Иметь представление о прямом и обратном порядке слов, о месте главных и второстепенных членов в предложении. Осознанно использовать порядок слов для большей выразительности речи |
|
30 |
Контрольная работа № 3. Диктант с дополнительным заданием (с. 69) |
Определить уровень усвоения темы |
Речь. Жанры публицистики. Репортаж
№ уроков. Параграф |
Название темы |
Содержание |
Виды деятельности учащихся |
31 § 21 |
Репортаж |
Репортаж, его тематика, задачи речи |
Иметь представление о данном жанре. Сопоставлять репортаж с информационной заметкой, находить общее и различное. Учиться сжатию текста |
32 § 21 |
Репортаж-повествование |
Репортаж-повествование, его строение, характерные языковые средства |
Иметь представление о композиции репортажа, об особенностях строения зачина, центральной части репортажа, его концовки; о языковых средствах для создания динамичности, «сиюминутности», экспрессивности повествования |
33 |
Контрольная работа № 4. Сочинение в жанре репортажа (упр. 137 или 138) |
||
34 § 21 |
Репортаж-описание |
Репортаж-описание, его строение. Подготовка к домашнему сочинению-репортажу из музея, экскурсия по городу и т. п. |
Сопоставлять и различать репортажи двух типов. Учиться создавать репортажи двух типов, подбирать к ним материал |
Односоставное простое предложение
№ уроков. Параграф |
Название темы |
Содержание |
Виды деятельности учащихся |
35 § 22 |
Виды односоставных предложений |
Основные группы односоставных предложений |
Понимать роль односоставных предложений в речи, их значение; знать и различать их виды: четыре глагольных и назывное |
36, 37 § 23 |
Определённоличное предложение |
Определённо-личное предложение |
Знать особенности употребления в речи определённо-личных предложений, формы сказуемого; опознавать эти предложения в тексте и верно, а также уместно употреблять их в собственных высказываниях |
38 — 40 § 24, 25 |
Неопределённо- личное предложение. Обобщённо-личное предложение |
Неопределённо-личное предложение. Обобщённо-личное предложение |
Знать, когда употребляются в речи неопределённо-личные предложения, какие формы имеет сказуемое; опознавать в тексте эти предложения, уметь использовать их в собственных высказываниях. Знать функцию обобщённо-личных предложений в речи, форму сказуемого. Опознавать данные предложения в речи и употреблять их в собственных высказываниях |
41, 42 § 26 |
Безличное предложение |
Безличное предложение |
Знать особенности употребления в речи безличных предложений и способы выражения сказуемого; опознавать в тексте эти предложения и умело пользоваться ими в собственных высказываниях |
43 § 27 |
Назывное предложение |
Назывное предложение |
Знать особенности употребления в речи назывных предложений и способы выражения подлежащего; опознавать в тексте и умело употреблять в собственной речи этот вид предложений. Сопоставлять изученные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям |
Неполное предложение
44, 45 § 28 |
Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме |
Неполное предложение. Оформление неполных предложений на письме |
Понимать назначение неполных предложений в общении; опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях. Вырабатывать навык грамотного пунктуационного оформления неполных предложений при письме |
46 |
Самостоятельная работа по лингвистике (упр. 174) |
Назывное предложение |
Развивать умения выполнять самостоятельное исследование |
Речь. Жанры публицистики (продолжение)
№ уроков. Параграф |
Название темы |
Содержание |
Виды деятельности учащихся |
|
47 § 29 |
Статья |
Статья в газету, понятие о жанре |
Иметь представление о жанре. Работать с газетой, анализировать наиболее интересные статьи |
|
48 § 29 |
Статья |
Статья в газету. Строение текста |
Анализировать композицию статьи, ведущий тип речи и сопутствующие типовые фрагменты, языковые средства воздействия на читателя |
|
49 |
Контрольная работа № 5 (упр. 188) |
Проблемная статья |
Уметь писать статьи, затрагивающие актуальные проблемы современности |
Простое осложнённое предложение
Предложения с однородными членами
№ уроков. Параграф |
Название темы |
Содержание |
Виды деятельности учащихся |
50 — 52 § 30 |
Понятие однородности членов предложения |
Предложения с однородными членами (общая характеристика) |
Знать, какие члены предложения считаются однородными и каковы их особенности. Схематически передавать синтаксические структуры с однородными членами. Овладевать интонацией перечисления. Иметь общее представление о пунктуации при однородных членах, соединённых бессоюзной и союзной связью. Знаки препинания в предложениях с однородными членами без обобщающих слов. Различать (в пунктуационном оформлении) простое предложение с однородными членами, соединёнными неповторяющимся союзом и, да (=и) и сложное предложение с аналогичной связью |
53 — 55 § 31 |
Средства связи между однородными членами предложения |
Средства связи между однородными членами предложения. Сочинительная связь. Интонация перечисления |
Знать особенности сочинительной связи и интонации перечисления. Знать группы сочинительных союзов по их значению: соединительные, противительные, разделительные. Опознавать эти виды связи, грамотно интонировать соответствующие предложения. Безошибочно оформлять пунктуацию предложений с данными видами связи |
56, 57 § 32 |
Однородные и неоднородные определения |
Однородные и неоднородные определения |
Понимать, что такое однородные и неоднородные определения; сопоставлять и различать однородные и неоднородные определения; грамотно оформлять их пунктуацию при письме |
58 |
Сочинение с грамматическим заданием по картине К. Брюллова «Всадница» (упр. 217) |
Использовать однородные и неоднородные определения при описании картины, правильно употреблять знаки препинания при однородных членах |
|
59, 60 § 33 |
Обобщающие слова при однородных членах предложения |
Простые предложения с обобщающими словами при однородных членах предложения. Обобщающие слова до и после однородных членов |
Знать особенности данной синтаксической конструкции, умело употреблять её в речи. Знать и корректно применять правила постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами |
61 |
Контрольная работа № 6. Диктант (с. 69 — 70) |
Определить уровень усвоения темы «Однородные члены» для дальнейшей работы |
Предложения с обращениями и вводными конструкциями
№ уроков. Параграф |
Название темы |
Содержание |
Виды деятельности учащихся |
62, 63 § 34 |
Предложения с обращениями |
Однословное и неоднословное обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Произношение русских имён и отчеств |
Повторить сведения об обращении. Углубить представление об этой конструкции за счёт осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобразительная функции). Характеризовать и использовать в речи синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Обобщать сведения о синтаксической роли имени существительного в форме именительного падежа и тренироваться в определении функции этой словоформы: как обращения и как главного члена односоставного назывного предложения; подлежащего двусоставного предложения; сказуемого двусоставного предложения; приложения, употреблённого при подлежащем |
64 — 68 § 35 |
Предложения с вводными конструкциями |
Понятие вводности как речевой категории. Вводные слова, словосочетания и предложения. Группы вводных конструкций по значению |
Познакомиться с явлением вводности как речевой категорией. Объяснять смысловые различия разных вариантов предложения, появляющиеся при замене вводного слова. Познакомиться с основными группами вводных слов по значению, учиться опознавать слова этих групп в предложении, тексте. Выразительно и правильно читать предложения, используя интонацию вводности. Опознавать вводные слова и правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами. На основе семантикограмматического анализа отличать вводное слово от омонимичного члена предложения (видно, к счастью, может и т. п.) |
69, 70 § 36, 37 |
Предложения со вставными конструкциями. Предложения с междометиями и словами да, нет |
Вставные конструкции и их отличие от вводных слов и предложений |
Иметь представление о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных слов и предложений. Опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними и расставлять знаки препинания при письме. Совершенствовать умение опознавать междометия и расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями и словами да, нет |
71, 72 |
Контрольная работа № 7. Диктант (с. 70 — 71) |
Диктант. Работа над ошибками |
Определяется уровень усвоения темы «Вводные и вставные конструкции» |
Предложения с обособленными членами
73, 74 § 38 |
Понятие обособления второстепенных членов предложения |
Обособление второстепенных членов предложения в простом предложении. Сущность и условия обособления. Интонационные и пунктуационные особенности таких предложений |
Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенному члену предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании. Характеризовать разные признаки обособленных оборотов: смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные. Совершенствовать умение опознавать обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами |
75 — 79 § 39 |
Обособленные определения и приложения |
Обособленные определения и приложения. Причастный оборот как разновидность распространённого согласованного определения |
Повторить и обобщить сведения об определении как второстепенном члене и его разновидностях. Знать основные условия обособления определений и приложений и принять знания при пунктуационном оформлении письменного текста. Совершенствовать умения опознавать причастия, причастные обороты и правильно расставлять знаки препинания в предложениях, содержащих эти категории. Дать представление об изобразительно-выразительной функции обособленных определений в художественной речи. Знать особенности интонации предложений с обособленными определениями, учиться составлять схемы таких предложений и правильно произносить подобные высказывания |
80 |
Контрольная работа № 8. Диктант (с. 71) |
Определить уровень усвоения темы «Обособленные определения и приложения» |
|
81 — 84 §40 |
Обособленные обстоятельства |
Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств. Особенности их употребления в устной и письменной речи. Предупреждение и исправление соответствующих ошибок |
Повторить и обобщить сведения об обстоятельстве как второстепенном члене и разных способах его выражения. Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах. Применять эти знания при пунктуационном оформлении письменного текста. Совершенствовать умения опознавать деепричастия, деепричастные обороты и правильно расставлять знаки препинания в предложениях с ними. Иметь представление об изобразительно-выразительной функции обособленных обстоятельств в художественной речи. Совершенствовать умение интонационного анализа предложений с обособленными членами. Сопоставлять обособленные и необособленные члены предложения |
85, 86 § 41 |
Уточняющие члены предложения |
Уточняющие члены предложения. Их смысловые и интонационные особенности |
Иметь представление об уточняющих членах предложения и свойствах, отличающих их от обособленных оборотов. Учить опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания |
87, 88 |
Контрольная работа № 9. Диктант (подбирает учитель) |
Диктант. Его анализ |
Определить уровень усвоения темы «Уточняющие члены предложения» |
Речь. Жанры публицистики (продолжение)
№ уроков. Параграф |
Название темы |
Содержание |
Виды деятельности учащихся |
89 § 42 |
Портретный очерк |
Портретный очерк; общее представление о жанре |
Иметь представление о жанре портретного очерка. Читать и анализировать тексты-образцы |
90 § 42 |
Портретный очерк |
Портретный очерк: его композиция, используемые в нём типы речи и языковые средства |
Анализировать тексты-образцы, тренироваться в построении отдельных фрагментов очерка |
91 |
Контрольная работа № 10. Сочинение в жанре портретного очерка (с. 91) |
При подготовке к домашнему сочинению ответить на вопросы: 1) о ком будете писать; 2) чем интересен этот человек; 3) какую черту характера будете подчёркивать? |
|
92, 93 § 42 |
Урок — деловая игра «Мы делаем газету» |
Проводится в форме группового обучения |
Прямая и косвенная речь
№ уроков. Параграф |
Название темы |
Содержание |
Виды деятельности учащихся |
94 — 96 § 43, 44 |
Прямая речь и её оформление на письме |
Прямая и косвенная речь. Их оформление на письме. Схемы предложений с прямой речью и диалогом |
Знать, что такое прямая речь. Правильно оформлять прямую речь и диалог на письме. Уметь правильно произносить фразы с прямой речью, пользоваться схемами при обозначении предложений с прямой речью |
97, 98 § 45 |
Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной |
Косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью |
Иметь представление о косвенной речи. Правильно трансформировать предложения (фразы) с прямой речью в косвенную и наоборот |
99 § 46 |
Цитаты и их оформление на письме |
Цитирование. Способы включения цитат в высказывание |
Иметь представление о цитировании. Уметь цитировать различные устные и письменные высказывания с соблюдением норм письменной и устной речи |
100, 101 |
Итоговый контрольный диктант (с. 73) |
||
102 — 105 |
Резервные уроки |