Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 8 класс» М. М. Разумовской, П. А. Леканта - М. М. Разумовская 2015

Краткий методический комментарий к отдельным темам учебника
Односоставные предложения

По-настоящему с односоставным предложением учащиеся знакомятся впервые. До этого они знали только то, что есть предложения с одним главным членом.

Односоставное предложение в учебнике представлено так, что вначале даются сведения об особенностях односоставных предложений в целом, перечисляются их виды и указаны основания классификации.

Определение односоставного предложения опирается на известный учащимся материал: грамматическая основа двусоставного предложения имеет два главных члена, а односоставного — только один.

В соответствии со школьной традицией главный член односоставного предложения приравнивается или к подлежащему, или к сказуемому, т. е. определяется в основном по форме и отчасти — по выражаемому значению.

Особенности выражения главным членом предикативности (то, что главный член не может отождествляться с подлежащим или со сказуемым) на этапе 8 класса не затрагиваются: эта теория недоступна учащимся данного возраста.

Таким образом, учащиеся узнаю́т, что главный член односоставного предложения определяется или как подлежащее, или как сказуемое.

В учебнике принята классификация, согласно которой односоставные предложения делятся на глагольные и именные (назывные). Эта классификация объединяет все предложения с главным членом по типу «сказуемое», противопоставляя их назывному предложению.

Как указано во вступительной статье, помимо привычных определённо-личного, неопределённо- личного и безличного предложений, как самостоятельный вид глагольных структур выделяется обобщённо-личное предложение. Инфинитивное предложение включается в состав безличных.

Первый урок (§ 22) носит вводный характер и нацелен на осознание учащимися особенностей односоставного предложения и его основных видов.

Главная цель урока — тренировать учащихся в умении опознавать односоставные предложения, относить их к группе глагольных или назывных и, если учащиеся смогут, определять их вид, пользуясь соответствующим теоретическим материалом учебника.

Затем изучаются отдельные виды односоставных предложений. Оправдывает себя практика, когда к изучаемому виду предложений подключаются уже ранее изученные. Так, в тренировочные упражнения на неопределённо-личные предложения включаются примеры определённо-личных конструкций и т. д. Тем самым достигается закрепление пройденного, усиленное постоянными сопоставлениями разных видов односоставных предложений.

Чтобы лучше ориентироваться в анализе изучаемых видов односоставных предложений, следует обратить внимание учащихся на данные в учебнике или иные примеры этих предложений (можно даже рекомендовать запомнить их наиболее краткие образцы), на форму главного члена и другие особенности.

Предложение называется определённо-личным, так как форма главного члена — сказуемого указывает на определённое (1-е или 2-е) лицо, хотя это лицо не названо. Однако именно вследствие указания на лицо определённо-личное предложение легко можно заменить двусоставным:

ImageImage

Image

Image

Image