Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 8 класс» М. М. Разумовской, П. А. Леканта - М. М. Разумовская 2015

Краткий методический комментарий к отдельным темам учебника
Простое осложнённое предложение

Предложения с однородными членами

С особенностями однородных членов предложения учащиеся знакомятся ещё в 5 классе, т. е. материал не является для них совершенно новым. В частности, учащиеся должны знать, что однородными являются те члены предложения, которые выполняют одинаковую синтаксическую функцию и все вместе связаны с одним и тем же словом в предложении (или грамматической основой), а потому отвечают на один и тот же вопрос.

Новым материалом для восьмиклассников являются сведения о сочинительной связи как связи равноправных членов предложения (ни один из них не подчиняется другому), а также понятие распространённых и нераспространённых однородных членов. Требует внимания и тот факт, что в предложении может быть не один, а два и более сочинительных рядов.

В 8 классе внимание сосредоточивается на значениях, выражаемых союзами, и на бессоюзном построении однородных членов, а также на интонационных особенностях рассматриваемых синтаксических структур.

Соединительные отношения в бессоюзном ряду выражаются интонацией перечисления:

Image

Соединительную же функцию выполняют ряды однородных членов с соединительными союзами, следовательно, также характеризуются интонацией перечисления:

Image

Говоря о соединительных союзах, отметим, что, следуя школьной традиции, в учебнике в группу соединительных союзов (и, да (=и), ни...ни) включаются и градационные (не только... но и, как... так и и др.). Таким образом, градационные союзы, совмещающие в себе соединительные и сопоставительные значения, в отдельный разряд не выделяются. Однако при разборе конструкций с этими союзами, конечно, следует указать на дополнительные сопоставительные оттенки значений:

Image

Анализ средств связи однородных членов предложения и выражаемых ими значений сопровождается работой над правильным и выразительным интонированием речевых образцов, привлекаемых в качестве учебного материала. Известно, что нередко восьмиклассник говорит об интонации как средстве связи однородных членов, а устное воспроизведение синтаксических структур в его речи лишено смыслового наполнения. Это свидетельствует о непонимании учеником семантических оттенков, присущих анализируемому предложению. Приведённые факты говорят о необходимости усилить устную работу, чтение при изучении данной темы.

Важность интонации как обязательного средства выражения однородности, её соблюдения подчёркивается сопоставлениями типа: уныло однообразно было зрелище разрухи — уныло, однообразно было зрелище разрухи; царственно величаво поднимались горы — царственно, величаво поднимались горы.

Сочинительные союзы, как уже говорилось, в простом предложении возможны лишь при однородных членах; они, следовательно, являются показателем наличия однородных структур и требуют прочтения предложения с интонацией однородности.

Далее учащиеся должны усвоить понятие однородных и неоднородных определений (§ 32). Это новый и не легко усваиваемый материал. Однако если признаки однородности хорошо осмыслены учащимися, то неоднородные определения тоже будут поняты детьми. Материал в учебнике подаётся в сопоставлении признаков однородности-неоднородности согласованных определений:

Image

Image

Во 2-м же предложении одно из определений является качественным, а другое — относительным. Эти

Image

Чтобы этот сравнительно небольшой по объёму материал был усвоен, надо дать достаточное количество тренировочных упражнений.

Что касается темы «Обобщающие слова при однородных членах предложения» (§ 33), то материал этот изучался в 5 классе, кроме третьего случая

ImageImage

Чаще всего в роли обобщающего слова выступают местоимения, имена существительные, наречия, но могут быть и другие части речи, нередко совместно с местоимениями: Я приехал усталым, но опьянённым и этой усталостью, и всем новым, что открылось мне: морем, миром гор, южным воздухом. (В. Брюсов)

Предложения с обращениями и вводными конструкциями

Простое предложение может быть осложнено словами и конструкциями, которые не вступают с членами этого предложения в подчинительную связь, не образуют с ними словосочетаний, не обнаруживают также и грамматической связи другого характера, например сочинительной. Такие слова обычно называют грамматически не связанными с членами предложения. Это обращения, вводные и вставные конструкции, междометия, а также слова да и нет.

Уже к восьмому классу ученики знают о существовании подобных явлений прежде всего на примере обращения. Углубление знаний и умений учащихся происходит за счёт усиленного внимания к функциональной характеристике обращения. В связи с этим восьмиклассники получают представление о звательной, оценочной и изобразительной функциях обращения, которые реализуются в речи. Серия упражнений учебника позволяет организовать наблюдение за указанными функциями и параллельно отрабатывать интонационные, пунктуационные и грамматические умения и навыки.

Второй аспект углубления отражает связь этой темы с ранее пройденным материалом о видах односоставных предложений. Остановимся более подробно на этом аспекте работы.

С точки зрения указанной проблемы, особый интерес вызывают случаи, когда обращение стоит вне предложения. Как известно, в этой позиции обращение интонационно выделяется более интенсивно и отчётливо: Отец! Отец! Оставь угрозы, свою Тамару не брани. (М. Лермонтов)

Такие обращения легко переходят в особые самостоятельные предложения, в которых обращение функционально осложняется: оно не только называет лицо, но и передаёт различные оттенки значения (испуг, радость, растерянность, упрёк, снисходительное отношение, сожаление, негодование и т. п.).

Одни учёные называют такие предложения вокативными (или предложениями-обращениями) и выделяют в самостоятельный тип односоставных предложений1. Другие лингвисты считают их особыми нечленимыми предложениями2; третьи включают их в число односоставных назывных (номинативных) предложений3. И наконец, некоторые учёные рассматривают данные случаи как разновидность обращения.

1См: Шахматов А. А. Синтаксис русского языка. — Л., 1941; Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка. — М., 1978 и др.

2См.: Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык. Ч. 2. — М., 1961.

3См.: Бабайцева А. А. Односоставные предложения в современном русском языке. — М., 1968.

Согласно школьной традиции такие конструкции обычно характеризуются как предложения-обращения. Они особенно богаты интонационными оттенками, поскольку передают, как уже отмечалось, разнообразные значения. Обычно на характер интонации, выражающей многообразное содержание подобных предложений, в художественных текстах указывают авторские ремарки или речевая ситуация. Например: «Бабушка!» — укоризненно, с расстановкой произнесла Олеся. (А. Куприн)

При анализе предложений с обращениями невольно «всплывают» такие примеры, в которых отражены другие синтаксические явления, лишь внешне сходные с обращениями. Речь идёт об односоставных предложениях (назывных) и именительном представления. Как известно, существуют сложности в разграничении этих явлений. И эти сложности появляются и осознаются лишь на этапе 8 класса, когда дети получают возможность глубже осмыслить уже знакомое им явление (обращение), сравнив его с конструкциями, о которых узнали сравнительно недавно (назывные предложения).

Более того, очень часто одно и то же существительное, стоящее в форме именительного падежа, выполняет разную синтаксическую роль, в том числе роль обращения, роль главного члена назывного предложения или выступает в качестве именительного представления:

1) Москва... Как много в этом звуке для сердца русского слилось! (А. Пушкин)

2) Экипажи, пешеходы, на лазури белый дым... (В. Брюсов)

3) Как часто в горестной разлуке, в моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе. (А. Пушкин)

Анализируя подобные примеры, нужно учитывать коммуникативно-смысловую сторону высказывания, его функциональное назначение. Как известно, обращение называет адресат речи (3-й пример), а назывные предложения называют предметы, явления, состояния и утверждают, что они существуют в настоящем (2-й пример).

Особую сложность вызывает конструкция, которую принято называть (вслед за А. М. Пешковским) именительным представления (1-й пример). Пешковский описывает её как конструкцию, которая не является ни предложением, ни его частью. Он уподобляет её вводным словам, обращениям, междометиям, т. е. конструкциям, не имеющим отношения к грамматической структуре предложения и потому подобным «пуле, попавшей в организм»1.

Речевое назначение именительного представления состоит в том, чтобы выразить возникающее представление о предметах и явлениях. Такие конструкции не содержат информацию об этих предметах и явлениях, а потому, как правило, состоят из одного существительного в форме именительного падежа.

Для таких конструкций характерна особая интонация незаконченности (даже при наличии точки). Некоторые учёные характеризуют эту интонацию как «задумчивую», «ожидающую»2.

1Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. — М., 1956. — С. 404.

2 См. об этом: Акимова Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. — М., 1990. — С. 110.

Неполнота и незаконченность именительного представления подтверждается и тем, что далее раскрывается, какие мысли связаны с данным вначале понятием.

Специфическая и очень экспрессивная интонация таких конструкций определяет и разнообразие пунктуационных вариантов оформления: точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие.

Именительный представления — конструкция разговорного стиля. Именно для этого стиля речи характерна выделительная интонация и выделительная позиция (вынесение важного слова в актуальную позицию — в начало предложения). В связи с этим конструкция с именительным представления даёт возможность подать мысль в два приёма. Об этой особенности подобных конструкций говорил А. М. Пешковский: «Сперва выставляется напоказ изолированный предмет, и слушателям известно только, что про этот предмет сейчас будет что-то сказано и что пока этот предмет надо наблюдать; в следующий момент высказывается самая мысль»1.

1Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. — С. 405.

Для формирования навыков различения обращения и именительного представления можно предлагать разные виды тренировочных упражнений: комментированное письмо, выборочный диктант (например, записываются только примеры с назывным предложением; указываются номера предложений с обращениями).

Большое внимание во время изучения обращений следует уделить произношению русских имён и отчеств.

В подаче материала о вводных словах и конструкциях в учебнике предпринята попытка усилить речевой аспект при изучении этой темы. Вводные конструкции являются средством передачи субъективной модальности высказывания, т. е. с их помощью выражается отношение говорящего к сообщаемому. Следовательно, усвоение данной категории слов имеет большое значение для речевого развития школьников, так как определяет способность полноценно участвовать в речевом акте, требующем точного и выразительного формулирования мысли и своего отношения к сообщаемому.

Сугубо грамматический подход к изучению вводных слов приводит к тому, что они воспринимаются учеником как нечто «лишнее», необязательное в предложении. Не случайно А. М. Пешковский вводные конструкции считал инородными, «внутренне чуждыми приютившему их предложению»1.

1Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. — С. 404.

Задача обучения состоит в том, чтобы ученики овладели категорией вводности как эффективным средством выражения в речи модально-коммуникативных отношений и тем самым научились пользоваться богатыми возможностями родного языка. Эту задачу можно решить при условии, если данные конструкции будут изучаться не только как грамматическая категория, но и как специфическое средство, с помощью которого можно точно, образно и выразительно показать отношение говорящего к высказыванию, дать оценку сообщению, указать на источники сообщения, связь с контекстом, с речевой ситуацией.

Значение оценочности (модальной, эмоциональной, экспрессивной) — ведущее значение вводных конструкций.

С учётом этой задачи и организуется обучение в 8 классе.

На первых уроках говорится о вводности как речевой категории, о смысловых, интонационных, пунктуационных особенностях предложений с вводными словами. При этом восьмиклассники учатся объяснять смысловые различия, появляющиеся в предложении при замене вводных слов. Так, вставляя в предложение Мы пойдём в театр на следующей неделе вводные слова может быть, очевидно, по-моему, кстати, к радости, как назло, пожалуй, видите ли, оказывается, разумеется и т. д., школьники должны почувствовать ту коммуникативную функцию, которую выполняют эти слова в высказывании, точно передавая особенность речевой ситуации, обозначенной в предложении.

Разумеется, параллельно формируется умение опознавать вводные слова разных семантических групп, представленных не только в изолированном виде, но и в предложении, в тексте. Одновременно развиваются навыки выразительного чтения предложений с вводными конструкциями, навыки пунктуационного оформления на письме подобных высказываний.

Наличие в языке разных средств выражения субъективной модальности и некоторое интонационное сходство предложений с вводными словами и предложений, содержащих другие языковые способы передачи отношения говорящего к сообщаемому, значительно осложняют усвоение темы «Вводные слова». Это происходит потому, что учащиеся ошибочно принимают за вводные (и выделяют их запятыми на письме) слова, имеющие отношение к выражению субъективной модальности и близких к ней языковых значений. Безусловно, учащихся нужно познакомить со списком слов и отрабатывать умение опознавать их и отличать от вводных слов.

В целом разные виды вводных конструкций (слова, словосочетания, предложения) становятся объектом пристального наблюдения на протяжении пяти уроков. Следующие два урока посвящены вставным конструкциям, которые очень близки по своим признакам к вводным конструкциям, но отличаются от них семантикой (они не являются способом выражения субъективной модальности, а передают дополнительную, уточняющую информацию), а также некоторыми интонационными и пунктуационными особенностями: на письме выделяются скобками или тире, а в устной речи — более чётко и резко выраженной интонацией вводности (более длительная пауза, понижение голоса, более быстрый темп произнесения).

Изучая тему, учащиеся должны обратить серьёзное внимание на правильное произношение вводных конструкций.

Предложения с обособленными членами

К моменту изучения темы восьмиклассники должны уметь опознавать обособленные члены предложения, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Эти умения являются той основой, которая даст возможность школьникам разобраться в материале § 38 «Обособление второстепенных членов предложения».

Работая с материалом этого параграфа, восьмиклассники получают представление об основных признаках обособленных членов предложения со значением добавочного сообщения:

смысловые признаки: выделяются по смыслу, вносят в предложение добавочное (дополнительное) значение и по своей смысловой роли в предложении приближаются к сказуемому, к придаточному предложению;

грамматические признаки: являются только второстепенными членами предложения (обособленными определениями, обстоятельствами или дополнениями);

интонационные признаки: произносятся с особой выделительной интонацией (интонация обособления);

пунктуационные признаки: на письме выделяются с обеих сторон запятыми.

Используя данную информацию, ученики целенаправленно наблюдают за языковыми особенностями предложений с обособленными членами и характеризуют их смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные признаки.

Согласно основным положениям современной лингвистической теории, обособление — это смысловое выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности и важности в сравнении с другими членами предложения. Особая смысловая значимость и самостоятельность обособленных членов получает выражение в их интонационном выделении: перед обособленным членом (если он находится не в начале предложения) повышается голос, делается пауза, ему присуще особое фразовое ударение, характерное для интонационно смысловых отрезков, на которые членится предложение.

Характеризуя современную теорию обособления, нужно отметить, что термин «обособление» обычно употребляется в широком значении, что позволяет включить две группы синтаксических явлений, иллюстрирующих это понятие: полупредикативные и уточняющие члены предложения. В учебнике первая группа называется описательным оборотом: вместо термина «полупредикативные члены предложения» используется выражение «обособленные второстепенные члены со значением добавочного сообщения». В обобщённом виде эта информация представлена в схеме:

Image

Иными словами, полупредикативные обособленные второстепенные члены содержат дополнительное сообщение, сопутствующее сообщению, которое содержится в предложении. Такие обособленные члены обладают относительной содержательной самостоятельностью и соотносимы с придаточными предложениями или с самостоятельными предложениями.

Полупредикативные обособленные обороты могут быть только второстепенными членами предложения, так как главные являются носителями основного сообщения, и они не могут быть выключены из состава предложения без нарушения его предикативной основы.

Благодаря наличию добавочного утверждения между обособленным членом и тем словом, которое он поясняет, существуют полупредикативные отношения, вследствие чего обособленные члены по своей смысловой нагрузке и по интонационному оформлению приближаются к придаточным предложениям.

Ср.: 1) Усталые путники остановились на ночлег. — Усталые, путники остановились на ночлег. — Когда путники устали, они остановились на ночлег. 2) Омытые весенним дождём деревья блестели на солнце. — Омытые весенним дождём, деревья блестели на солнце. — Деревья блестели на солнце, потому что были омыты весенним дождём.

Итак, добавочный характер сообщения, передаваемого с помощью обособленных членов, имеет полупредикативные отношения, которые возникают в предложении в дополнение к предикативным, передаваемым главными членами. Полупредикативная функция понимается лингвистами как «функция добавочного утверждения каких-либо признаков ситуации — признаков менее важных (с точки зрения говорящего) по сравнению с теми, которые выражаются сказуемым»1. Особенно ярко эта функция проявляется в тех случаях, когда обособленный член предложения легко трансформируется в сказуемое: Угрюмо шмель гудит, толкаясь по стеклу. (И. Бунин) — Угрюмо шмель гудит, толкается по стеклу. Нужно сказать, что подобные сопоставления, основанные на синтаксической замене обособленных конструкций сказуемым, наглядно демонстрируют школьникам семантическую особенность обособленных членов — их способность выполнять в предложении роль добавочного второстепенного сказуемого.

1Скобликова Е. С. Современный русский язык: Синтаксис простого предложения. — М., 1979. — С. 205— 206.

В связи с этим согласно школьной традиции полупредикативная функция обособленных членов определяется как роль второстепенного сказуемого. Так, например, в предложении Ещё прозрачные, леса как будто пухом зеленеют (А. Пушкин) обособленное определение ещё прозрачные согласуется с подлежащим леса, но по смыслу оно одновременно выполняет роль второстепенного сказуемого (Леса ещё прозрачны(ск.) и как будто пухом зеленеют(ск.)).

Наличие элемента добавочного сообщения, большой смысловой нагрузки в обособленных членах предложения наглядно выявляется при сопоставлении их с необособленными членами. Так, в предложении Запушённая недавним снегом дорога была почти неприметной необособленный причастный оборот имеет только определительное значение, не осложнённое дополнительным смыслом. В предложении же Дорога, запушённая недавним снегом, была почти неприметной тот же причастный оборот осложнился дополнительным обстоятельственным значением. Такое определение обозначает не только признак предмета дорога, но и обстоятельственно характеризует сказуемое, обосновывает его содержание: Дорога была почти неприметной, потому что недавно её запушило снегом. Так, определение осложнилось дополнительным смыслом и в результате этого получило полупредикативное значение.

Итак, общее условие обособления — это смысловая осложнённость, дополнительное значение, передаваемое обособленным членом предложения. Средством обособления членов предложения является прежде всего выделительная интонация.

Кроме того, существуют и частные условия обособления, с которыми знакомятся восьмиклассники по мере изучения соответствующих пунктуационных правил:

1) степень распространённости члена предложения (например, одиночное деепричастие обычно не обособляется, поскольку имеет очень близкое к наречию значение; при распространении такого деепричастия, т. е. при превращении его в деепричастный оборот, возникают условия для обособления);

2) морфологический способ выражения пояснительного слова (все определения, относящиеся к личному местоимению, являются обособленными. Это связано с тем, что местоимения данного разряда не сочетаются с прилагательными, так как они не обозначают лицо, а лишь указывают на него);

3) постпозиционное расположение обособленной конструкции (обособленный член чаще всего находится после поясняемого слова);

4) уточняющий или поясняющий характер одного члена предложения по отношению к другому (это так называемые уточняющие члены предложения).

Как мы уже отмечали, употребляя термин «обособление» в широком значении, многие лингвисты включают в него не только собственно обособление (полупредикативное обособление, т. е. обособленные второстепенные члены со значением добавочного сообщения), но и другие синтаксические конструкции, которые связаны с интонационно-смысловым выделением в высказывании того или иного члена предложения. Это уточняющие обособленные обороты. Как правило, такие обороты имеют значения уточнения, пояснения или присоединения. В связи с этим выделяют уточняющие, пояснительные и присоединительные обособленные члены предложения, которые в школьной грамматике обычно не различаются и включаются в общую группу уточняющих членов предложения, что нашло отражение и в нашем учебнике (§41).

Таким образом, в группу уточняющих членов предложения входят разные по своей смысловой функции примеры. Это прежде всего предложения с собственно уточняющими обособленными членами.

Уточнение — это сужение объёма понятия, его ограничение. Например, в предложении Гроза началась ранним утром, часов в шесть обстоятельство времени утром уточняется более узким по значению словосочетанием часов в шесть, являющимся тем же членом предложения — обстоятельством времени.

Чаще всего уточнения требуют обстоятельства места и времени, поскольку они в предложении могут быть обозначены очень обобщённо и неопределённо словами там, туда, оттуда, впереди, сзади, везде, всюду, тогда, потом, теперь и т. п. Именно такие общие указания на пространство и время обычно нуждаются в конкретизации.

Необходимо также отметить, что в художественной речи иногда встречаются случаи авторского обособления обстоятельств. Так, отделяются от сказуемого постпозитивные группы однородных обстоятельств образа действия, подчёркивающих дополнительные детали описания. Например: 1) И она снова рассмеялась, щедро, почти до слёз. (Ю. Нагибин) 2) Но за сосною всё ещё светилась пригоршня звёзд, вяло, удалённо, на последнем накале. (В. Астафьев)

В роли уточняющих членов нередко выступают определения. Конкретизируя предшествующее определение, они по отношению к этому определению выполняют функцию дополнительной характеристики.

В группу уточняющих членов предложения входят такие синтаксические конструкции, которые определяются как пояснительные члены предложения. Если уточнение — это ограничение понятия, переход от более широкого, общего понятия к более узкому, частному, то пояснение — это «обозначение в данном контексте одного и того же понятия другим словом или другими словами»1.

1Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. — М., 1994. — С. 451.

Пояснительными могут быть не только второстепенные, но и главные члены предложения: В жизни есть только одно несомненное счастье — жить для других. (Л. Н. Толстой) В данном предложении поясняется подлежащее. Эти люди были свои, слободские. (М. Горький) — поясняется сказуемое.

Чтобы безошибочно опознавать пояснительные конструкции, нужно помнить, что очень часто в них употребляются слова а именно, то есть. А если этих слов нет в предложениях с пояснительными обособленными членами, то их можно вставить. Например, в предложении Иногда что-нибудь хочется сделать — почитать (Н. Гоголь) можно вставить слова а именно.

К пояснительным конструкциям относят и обособленные приложения с союзом или (в значении «то есть»): 1) Из лесного оврага неслось воркотанье диких голубей, или горлинок. (С. Аксаков) 2) По всей ширине Лены торчали в разных направлениях огромные льдины, или, по-местному, торосья. (В. Короленко) 3) Кольчатый тюлень, или нерпа, относится к числу ластоногих. (В. Арсеньев)

Таким образом, при уточнении в высказывании даётся наименование двух разных понятий, одно из которых более общее, другое — конкретное, более частное, уточняющее. При пояснении два понятия выступают как смысловое тождество, но словесно по-разному выраженное.

Очень близки к уточняющим и пояснительным членам присоединительные конструкции. Они содержат дополнительные замечания и разъяснения, которые «возникают в сознании не одновременно с основной мыслью, а лишь после того, как она сформировалась. Ср.: Было жарко везде, даже в тени (уточнение). — Было жарко, даже в тени (присоединение)»1. Для присоединения используются различные слова и словосочетания: даже, например, в частности, особенно, в особенности, в том числе, да и, и потом, и притом, и причём и др.: 1) Я любил наши спектакли, а особенно репетиции. (А. Чехов) 2) В этом взгляде, да и во всём поведении Лидии, явилось нечто новое. (М. Горький) 3) У тебя солидный опыт работы, причём в области перестройки и поиска новых форм. (В. Беляев)

1Розенталь Д. Э., ГолубИ. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. С. 452.

Таким образом, обособление — это сложное языковое явление, включающее в себя несколько синтаксических конструкций. Чтобы научиться опознавать и анализировать эти разнородные явления, необходимо прежде всего понять семантические, грамматические, интонационные и пунктуационные особенности обособленных конструкций в целом и специфические свойства каждой группы подобных оборотов.