Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 8 класс» М. М. Разумовской, П. А. Леканта - М. М. Разумовская 2015

Краткий методический комментарий к отдельным темам учебника
Контрольные диктанты

Диктант № 1

Полуденное солнце стояло над головой, густо пахло смолой, и где-то высоко над не оттаявшей ещё землёй звенел, заливался, захлёбываясь в собственной своей немудрёной песенке, жаворонок.

Полный ощущения неопределённой опасности, Алексей оглядел лесосеку. Вырубка была свежая, незапущенная, хвоя на неразделанных деревьях не успела ещё повять и пожелтеть... Лесорубы могут вот-вот прийти.

Алексей по-звериному чувствовал, что кто-то внимательно и неотрывно следит за ним.

Треснула ветка. Он оглянулся и увидел, что несколько ветвей жили какой-то особой жизнью не в такт общему движению. И почудилось Алексею, что оттуда доносился взволнованный человеческий шёпот.

«Что это? Зверь, человек?» — подумал Алексей, и ему показалось, что в кустах кто-то говорит по-русски. От этого он почувствовал сумасшедшую радость... Совершенно не задумываясь, кто там — друг или враг, Алексей издал торжествующий вопль, всем телом рванулся вперёд и тут же со стоном упал как подрубленный...

(По Б. Полевому) (134 слова)

Диктант № 2

Современный русский язык — это сложное единство литературного языка, диалектов, просторечия.

Русский литературный язык, прошедший долгий путь развития, стал более разнородным. Его носители различаются по социальному положению, месту жительства, профессии, по уровню образования и культуры. И сам литературный язык разделился на две разновидности — книжный язык и разговорную речь.

Книжный язык — это язык научных трудов, художественной литературы, деловой переписки, газет и журналов, телевидения и радио. Разговорный — язык неофициального общения. Он считается самостоятельной системой внутри общей системы литературного языка. На нём говорят дома, на улице, в семье, с друзьями и знакомыми.

Современные носители русского литературного языка владеют обеими его разновидностями. А, например, русские эмигранты, уехавшие из страны в первые десятилетия XX века, и их потомки практически не знают современной разговорной речи. Даже в быту они говорят на книжном языке начала века. Вот почему их речь может показаться несколько искусственной.

(По А. Плетнёвой и Н. Голубевой-Монаткиной) (136 слов)

Задание. Разберите первое и второе предложения по членам.

Диктант № 3

Было раннее утро. Накрапывал дождь. Телега въехала в вековой сосновый лес. В траве, на обочине дороги, что-то белело.

Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. На ней была надпись чёрной краской. Я отвёл мокрые стебли вьюнка и прочёл почти забытые слова: «В разны годы под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я».

— Что это? — спросил я возницу.

— Михайловское, — улыбнулся он. — Отсюда начинается земля Александра Сергеича. Тут всюду такие знаки поставлены.

Потом я натыкался на такие дощечки в самых неожиданных местах: в некошеных лугах над Соротью, на песчаных косогорах по дороге из Михайловского в Тригорское, на берегах озёр... Из травы, из вереска, из сухой земляники — всюду звучали простые пушкинские строфы. Их слушали только листья, птицы да бледное и застенчивое псковское небо.

Я изъездил почти всю страну, видел много удивительных и сжимающих сердце мест, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское.

(К. Паустовский) (148 слов)

Диктант № 4

Поэзия — слово греческое, оно происходит от глагола творю, создаю. Поэзия — это то, что создано, вернее, воссоздано человеком, его мыслью, чувством, воображением.

Древние греки, как известно, называли поэзией искусство человеческой речи вообще, имея в виду прозу и стихи, театральную декламацию и философский спор, судебную речь и поздравление другу.

В настоящее время мы называем поэзией только стихотворное искусство, однако в нашем сознании живо представление о поэзии как о чём-то возвышенном, красивом, необычном. Разумеется, любить читать, писать стихи может лишь тот, кто обладает способностью входить в неосязаемый, невидимый мир (в отличие от кино и театра), неслышимый (в отличие от музыки), лишь воображаемый.

Страдать, удивляться, радоваться, негодовать по поводу того, что лично тебя не касается, что, может быть, было с другими, может быть, и не было. Конечно, поэтическое начало в человеке плохо уживается с эгоизмом, пошлостью, корыстолюбием. Оно либо победит и вытеснит зло, либо покинет вас незаметно, но навсегда. Недаром злые люди, как правило, не любят стихов.

(По Е. Дрыжаковой) (153 слова)

Диктант № 5

Пушкин любил определение быстрый и не раз пользовался им, характеризуя отличительную особенность чьей-либо творческой манеры, таланта, ума. Этим же словом пользуется Пушкин и применительно к художнику: «Бери свой быстрый карандаш, рисуй, Орловский, ночь и сечу».

Быстрый карандаш — образ, отвечающий собственной пушкинской манере, лёгкой, стремительной. Многочисленные зарисовки, постоянно сопутствующие процессу творчества, заполняли страницы рукописей поэта.

Рисунки Пушкина возникали в минуты раздумий, неудовлетворённости написанным. Они почти никогда не создавались специально. Это рисунки для себя, и в этом их особенная ценность. Не выраженные в словах мысли поэта остались запечатлёнными в рисунке.

Чрезвычайно интересны многочисленные автопортреты Пушкина. Они удивительно живы и выразительны. Поэт изображает себя по-разному: с кудрями (каким он был в юности) и лысым (каким он никогда не был), в крестьянской рубашке и в кавказской бурке.

В портретной галерее, созданной Пушкиным, можно увидеть декабристов и императоров, писателей и актёров, друзей и недругов, любимых женщин поэта. Велико мастерство Пушкина-поэта!

(По Е. Муза) (146 слов)

Диктант № 6

Посреди поляны в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

Анна Васильевна робко шагнула к дубу, и могучий великодушный страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью.

Совсем не ведая, что творится в душе у учительницы, Савушкин возился у подножия дуба, запросто обращаясь со своим старым знакомцем.

«Анна Васильевна, поглядите!» Савушкин с усилием отвалил глыбу снега, облипшую понизу землёй с останками гниющих трав. Там, в ямке, лежал шарик, обёрнутый сопревшими паутинно-тонкими листьями. Сквозь листья торчали острые наконечники игл, и Анна Васильевна догадалась, что это ёж.

(Ю. Нагибин) (140 слов)

Задание. Подчеркните причастные и деепричастные обороты как члены предложения.

Диктант № 7

Стемнело. На западе погасли просветы между деревьями. Морозная надвигающаяся тьма обступила лощину. Тут было тихо, но ночной ветер гулял по вершинам сосен, лес шумел то убаюкивающе-певуче, то порывисто и тревожно. По лощине тянул не видимый уже глазом, тихо шуршащий, покалывающий лицо снежок.

Неопытный в лесных делах, Алексей не позаботился заблаговременно ни о ночлеге, ни о костре. Застигнутый кромешной тьмой, ощущая невыносимую боль в разбитых натруженных ногах, он не нашёл в себе сил идти за топливом, забрался в густую хвойную поросль молодого сосняка и замер, жадно наслаждаясь наступившим покоем и неподвижностью.

Он спал как каменный, не слыша ни ровного шума сосен, ни уханья филина, стонавшего где-то рядом, у дороги, ни далёкого воя волков — ничего из тех лесных звуков, которыми была полна густая и непроницаемая плотно обступившая его тьма.

(По Б. Полевому) (126 слов)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы сложного предложения.

2. Составьте схему однородных членов с повторяющимся союзом (на выбор).

3. Подчеркните неоднородные определения в одном из предложений.

4. Подчеркните как член предложения один причастный и один деепричастный оборот.

Диктант № 8

До Нальчика, конечного пункта, оставалось ещё добрых полтора-два часа, но пассажиры, в основном курортники, уже собирали дорожные вещи, договаривались о встречах. Поезд, замедляя ход, остановился на станции, и вдруг возглас:

— Смотрите, пушкинский дуб!

Любопытные припали к окнам, кто помоложе, не боясь отстать от поезда, побежали через перрон к ограде, за которой могуче разметал свою крону дуб. С виду он мог бы заслонить собой городской дом.

— Ему уже около четырёхсот лет. Ствол в три обхвата, — не без гордости пояснила горянка.

— А пушкинский почему? — не унимались пассажиры.

— В здешних местах проезжал Александр Сергеевич и отдыхал под дубом.

Поначалу подумалось, что это просто народная молва. Оказалось, нет. Надпись на мемориальной доске, укреплённой на дубе, подтверждала предание. Дуб взят под охрану государством как памятник природы. Не видеть этого великана во время пребывания на Кавказе Александр Сергеевич, конечно, не мог. Ведь уже тогда, в 1829 году, дереву было свыше двух веков.

(По Н. Лаптеву) (142 слова)