Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 8 класс» М. М. Разумовской, П. А. Леканта - М. М. Разумовская 2015


Контрольные работы по развитию речи

Изложение с творческим заданием

Цель работы — проверить сформированность умений сохранять при пересказе текста его тему, основную мысль, стиль речи, типологическую структуру, логику изложения и соответственно ей производить абзацное членение текста;

— выяснить состояние речевых, орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Задание. Написать изложение по рассказу Б. Емельянова «Как я покупал собаку».

Самостоятельно составить и написать заключительную часть рассказа.

Как я покупал собаку

Я попросил своих товарищей присмотреть где-нибудь для меня взрослого, солидного пса, который бы всё понимал и умел вести себя дома и на охоте. Мне позвонили и сказали, что есть такая собака в городе Орехово-Зуеве. Хозяин продавал её не от нужды, а от обиды: поблизости Орехова пропали тетерева и куропатки и охотиться стало не на кого.

Огромный сеттер понравился мне с первого взгляда. Навстречу мне он чуть приподнял свою умную, лобастую голову и по приказу хозяина шагнул вперёд, сурово и с достоинством.

Хозяин коротко назначил цену, я не торговался, отсчитал деньги, взял ременной поводок и сам пристегнул его к собачьему ошейнику.

К машине мы вышли вместе с хозяевами собаки. Томка уселся на заднем сиденье. Когда машина тронулась с места, Томка вздрогнул и оглянулся. Вслед за Томкой я тоже посмотрел назад. Старый его хозяин всё стоял у ворот, жена хозяина вытирала платком глаза.

В квартиру пёс поднялся как будто спокойно. Дома Томка весь день лежал, положив морду на низкий подоконник. Когда стало трудно различать лица прохожих на улице, он встал, подошёл ко мне — я в это время сидел на диване — и неожиданно опустил мне на колени свою тяжёлую голову. По лёгкому, чуть заметному покачиванию собачьего тела я понял, что Томка дремлет.

Прошло двадцать минут, полчаса. Ноги мои затекли, становилось всё труднее сидеть, и наконец я не выдержал. Я взял Томку за ошейник и легонько тряхнул. Пёс всхрапнул, доверчиво потянулся ко мне всем телом и только потом открыл глаза. И вдруг... в собачьих тёмных зрачках мелькнул ужас. Томка оскалил зубы и зарычал злобно, непримиримо.

На третий день нашей совместной жизни я понял, что мне не удастся приручить Томку: он слишком сильно любил своего старого хозяина. Три дня пёс лежал в углу, у окна, без сна, не притрагиваясь к пище. Он тосковал и мучился, как человек. Я тоже мучился. Я уже успел полюбить Томку за верность.

К концу третьего дня я дал телеграмму в Орехово-Зуево. Хозяин приехал за своей собакой тотчас же, с ночным поездом.

Томка первым услышал его шаги на лестнице. Он ещё не верил, что это возвращается самый любимый его человек. Когда я открыл дверь и хозяин вошёл в комнату, Томка не бросился к нему. Он только завилял хвостом, лёг на бок и закрыл глаза. Может быть, он опять боялся проснуться. Потом он повернулся и, как маленький щенок, опрокинулся на спину. По- собачьему это значило, наверное: «Видишь, я не могу жить без тебя. Это хорошо, что ты вернулся».

В ту же ночь Томка уехал со своим хозяином-другом.

Томкин хозяин понял, что друзей не продают, а я — что друзей не покупают за деньги: дружбу и уважение надо заработать.

(По Б. Емельянову.) (430 слов.)

Краткий комментарий к тексту

Это рассказ о верности, о преданности собаки своему хозяину (тема); основная мысль текста — дружба не продаётся и не покупается, её надо заслужить.

Текст художественного стиля речи, главной чертой которого является конкретная образность. Отсюда задача — изобразить, нарисовать словами событие, раскрыть и передать отношение автора к действующим персонажам.

По жанровой принадлежности это рассказ с чётко выраженной композицией: вступление (1-й абзац), завязка (2-й, 3-й абзацы), кульминация (6-й абзац), развязка (8 — 9-й абзацы), заключение (10-й абзац).

Ведущим типом речи, как это обычно бывает в рассказе, является повествование, посредством которого развивается сюжет — рассказывается о поведении собаки, разлучённой с хозяином. В повествование включены фрагменты описания внешнего вида сеттера, состояния животного и небольшие рассуждения, объясняющие поступки человека, от лица которого ведётся повествование, его оценочные суждения (почему ему понравилась собака и почему он тем не менее решил с ней расстаться).

Включённые в повествовательную ткань описательные фрагменты, особенно те, в которых показано состояние собаки, следует сохранить при пересказе, так как именно они помогают наглядно (как это требуется по законам художественного стиля) изобразить состояние главного персонажа, объяснить его поведение и таким образом провести, раскрыть основную мысль текста, идею рассказа.

Динамика состояния собаки чётко отражена в ключевых словах и выражениях: первое закравшееся подозрение и беспокойство в момент расставания с хозяином (пёс вздрогнул, оглянулся — хозяин всё стоял у ворот, жена вытирала платком глаза), ожидание в первый день на новом месте (вошёл как будто спокойно, весь день лежал, вечером задремал), ужас в глазах собаки при пробуждении (оскалил зубы, зарычал злобно, непримиримо), тоска в следующие три дня (три дня лежал у окна, без сна, не притрагивался к пище, тосковал и мучился, как человек) и, наконец, радость при виде вернувшегося хозяина (первым услышал шаги на лестнице, ещё не верил, что возвращается любимый человек, завилял хвостом, лёг на бок, закрыл глаза, опрокинулся на спину, как маленький щенок, «я не могу жить без тебя», «хорошо, что ты вернулся»).

При проведении работы заключительный абзац (Томкин хозяин понял, что друзей не продают, а я — что друзей не покупают за деньги: дружбу и уважение надо заработать) не следует читать, а предложить учащимся

творческое задание: продолжить рассказ, написать заключение, сформулировав в нём вывод, к которому пришёл автор рассказа, а вместе с ним и читатели.

Критерии оценки изложений

1) Объём изложения (принято считать, что средний объём подробного изложения, оценённого положительной отметкой, составляет 70% слов и более исходного текста).

2) Тема раскрыта (полно, частично).

3) Основная мысль передана.

4) Стиль речи и жанр сохранены.

5) Композиция рассказа передана (имеются все составные части, отсутствует какая-то часть).

6) Типологическая структура текста сохранена (полностью, частично).

7) Абзацное членение текста отражает логику изложения (полностью, частично).

8) Характерные для текста языковые средства сохранены (в большей или меньшей мере).

9) Характер и число ошибок:

а) фактических;

б) логических;

в) речевых (в том числе стилистических);

г) грамматических;

д) орфографических;

е) пунктуационных.

Изложение с дополнительным творческим заданием: закончить текст, сделав вывод.

Цель работы — проверить сформированность умений сохранять при пересказе стиль речи и типологическое строение текста, а также тему и основную мысль высказывания.

Что значит быть воспитанным?

Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились высокой похвалы.

Так что же такое воспитанность?

Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нём каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными и очень нужными.

Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, всё дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.

(По С. Гиацинтовой) (152 слова)

Краткий комментарий к тексту

Для изложения предлагается отрывок из статьи народной артистки СССР Софьи Владимировны Гиацинтовой. Статья обращена к молодёжи и посвящена проблемам нравственности, этики поведения.

Текст публицистического стиля. Он актуален, общественно значим по тематике, эмоционален. Среди характерных для публицистики языковых и речевых средств можно назвать следующие: именительный представления (Воспитанный человек...), непосредственное обращение к собеседнику (Если о вас скажут...), риторический вопрос, неполные предложения, оправданный повтор слов и параллелизм конструкций, противопоставления, ряды однородных членов с сопоставительным и противительным значением; отвлечённая книжная лексика (воспитанность, нормы, поведения, человечность и т. п.).

По типологическому строению этот текст относится к рассуждению. Тезис (2-й и 3-й абзацы) оформлен в виде вопроса и ответов на него и построен по типу описания предмета: в качестве «данного» используется этическое понятие «воспитанность», в качестве «нового» — слова признаковой семантики, которые раскрывают понятие. Затем идёт доказательство истинности этого утверждения — приводится пример истинно воспитанного человека. В этой части текста используется сначала описание предмета (черты характера Качалова), затем повествование (один из поступков Качалова). Далее автор, комментируя пример, фактически возвращается к высказанному в начале текста положению и делает из него вывод: истоки воспитанности — в доброте и уважении к людям. Схема текста:

Image

Завершением работы над текстом, а вместе с тем и проверкой понимания основной мысли статьи может быть вопрос к учащимся: «Так как же стать воспитанным человеком?» Самостоятельно составленный ответ на этот вопрос и будет концовкой изложения.

Сочинение в жанре портретного очерка

Попробуйте написать очерк о человеке, которого вы хорошо знаете. Сначала, конечно, решите, о ком вам хотелось бы рассказать. Какую черту характера своего героя вы считаете нужным подчеркнуть? Припомните факты из его жизни, в которых эта черта характера особенно ярко проявилась. Продумайте композицию очерка, составьте план сочинения. Какие типы речи вам потребуются, чтобы выпукло изобразить этого человека: будет ли в вашем очерке описание внешности героя; повествование о каком-либо случае из его жизни, оценка его поступков и её обоснование? Подберите яркий заголовок. Задумайтесь над тем, какие языковые средства помогут вам сделать текст экспрессивным.