Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014


Предисловие

Пособие содержит подробные описания уроков по всем темам курса синтаксиса сложного предложения применительно к учебнику русского языка для 9 класса общеобразовательных учреждений авторов Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О. М. Александровой.

Книга продолжает и углубляет идеи, заложенные в учебнике: изучение синтаксиса сложного предложения во взаимосвязи с развитием речи, активизация логического мышления и умения девятиклассников самостоятельно пополнять свои знания, учёт межпредметных и внутрипредметных связей, становление языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенций. Большое внимание уделяется систематическому повторению материала за курс 5 — 8 классов.

Уроки сопровождаются указанием целей и применяемых методических приёмов, предлагаются варианты обучения по использованию тех или иных синтаксических средств в различных ситуациях речевого общения.

Объяснение нового материала строится на наблюдениях над фактами и явлениями языка, их сопоставлении, обобщении и выводах для активизации внимания и умственной работы учащихся.

В книге представлены разнообразные работы с текстом: слушание и запоминание, выразительное чтение, аналитические и проблемные задания и т. д. Учащимся предлагаются упражнения, в которых языковые факты рассматриваются с различных сторон (семантики, формы, функционирования). Изучение синтаксиса сложного предложения и формирование пунктуационных навыков сочетаются с закреплением орфографических навыков и повторением основных сведений по морфологии.

В пособии даны упражнения, направленные на выявление специфики сложного предложения в сравнении с простым, союзного сложного предложения — с бессоюзным, сложносочинённого предложения — со сложноподчинённым, видов придаточных в сравнении между собой и с аналогичными членами простого предложения. В ряде случаев даны рекомендации учителям.

Наиболее трудные темы повторяются при изучении других, что способствует закреплению полученных ранее знаний. Значительное внимание уделяется тем видам работы, которые приучают девятиклассников систематизировать и группировать материал, быстро получать информацию о результатах его усвоения.

При работе со сложносочинёнными предложениями особое внимание уделяется предложениям с союзом и.

В пособие включены упражнения, развивающие умения учащихся употреблять союзные слова в нужной форме, правильно строить сложноподчинённые предложения, разграничивать придаточные определительные, изъяснительные, обстоятельственные. Задания распределяются по принципу нарастания трудности.

В книге представлены способы и приёмы работы над интонацией сложного предложения, так как коммуникативную функцию сложное предложение выполняет в целом благодаря особой интонации.

В пособии даны формы и методы работы, формирующие знания об особенностях семантики и структуры любого типа сложного предложения, есть задания, ориентированные на развитие умений анализа смысловых отношений между частями сложносочинённого, сложноподчинённого, бессоюзного сложного предложений. На уроках по теме «Сложноподчинённые предложения» планируются задания, совершенствующие коммуникативные умения учащихся осознанно употреблять разные виды сложноподчинённого предложения в письменной и устной речи. Особое внимание уделяется видам работ, ориентированным на развитие умений использовать изучаемые синтаксические конструкции в соответствии с темой, целью, функционально-смысловым типом и стилем речи.

Уроки по теме «Бессоюзные сложные предложения» выстроены с учётом специфики их изучения: функция бессоюзных сложных предложений в тексте, обязательность контекста для правильного понимания смысловых отношений между простыми предложениями в бессоюзном сложном, интонация и пунктуация как показатели смысловых отношений в бессоюзном сложном предложении.

При изучении сложных предложений с различными видами связи большое внимание уделяется графической структуре предложений, даны задания, развивающие умения синтаксического анализа, пунктуационного оформления предложений.

На каждом уроке планируются задания, связанные с развитием устной и письменной речи. В пособии представлены разнообразные виды проверки: задания тестового характера, диктанты, программированные работы с выборочным ответом, индивидуальные задания. В конце каждой темы проводится контрольный урок.

В пособии даны методические рекомендации для проведения уроков по развитию связной речи: описание местности, отзыв-рецензия, сжатое изложение, с восстановлением порядка частей, подробное, выборочное, диалог — обмен впечатлениями, устные высказывания публицистического стиля, сочинение по картине, анализ речи героя, сочинение на свободную тему.

Поурочные разработки рассчитаны на их творческое использование учителем, знающим особенности своего класса!