Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014
Урок 1. Международное значение русского языка
Цели урока: 1) познакомить учащихся с содержанием понятия «мировые языки», критериями выдвижения языка на роль мирового, с функциями русского языка как мирового; 2) научить составлять тезисы, формулировать общий для нескольких текстов тезис, ставить к тексту вопросы, выявляющие его проблематику, определять общую тему для нескольких текстов; 3) углубить знания о роли русского языка в развитии мировой литературы; 4) заострить внимание учащихся на стремлении сохранить самобытность русского языка, избавляя его от ненужной иноязычной лексики.
I. Сообщение темы урока, запись её на доске и в тетрадях.
Вводная беседа о мировых языках.
Учащиеся отвечают на вопросы:
— Какие мировые языки вам известны?
— Каким условиям должен удовлетворять язык, чтобы считаться мировым?
— Кем утверждается статус языка как мирового?
— Какая разница между языком родным, межнациональным (народов одной страны) и мировым?
— Почему русский язык стал мировым языком?
Примеры высказываний:
■ Мировые языки охватывают международные сферы — дипломатию, мировую торговлю, туризм. На них общаются учёные разных стран. Они принимаются как рабочие языки ООН и других международных организаций и съездов, а также как иностранные языки, т. е. обязательный предмет обучения в вузах и школах большинства государств мира. Международное общение обеспечивает группа наиболее развитых мировых языков, так называемый клуб мировых языков.
Состав мировых языков изменчив. Выдвижение того или иного языка на роль мирового определяется общечеловеческой значимостью всей культуры, созданной на данном языке.
■ Русский язык — это национальный язык русского народа, язык русской нации. На территории Российской Федерации русский язык, родной язык русского народа, является государственным языком. В связи с тем, что в Российской Федерации проживают люди различных национальностей, русский язык выполняет функцию межнационального общения. С помощью русского языка как средства общения решаются многие проблемы общегосударственного значения.
Кроме того, русский язык помогает приобщиться к богатствам русской и мировой научной мысли, и культуры.
■ Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины ХХ века. Его общечеловеческая ценность связывается с богатейшей русской классической и советской художественной литературой и непревзойдёнными по качеству и количеству переводами на русский язык литературы всех языков мира. Принятие человечеством русского языка как мирового связано с авторитетом, ролью страны этого языка в истории и современности. Он применяется в самых различных сферах международного общения: например, выступает в функции «языка науки» — средства общения учёных разных стран, является необходимой принадлежностью мировых систем коммуникации. Русский язык — один из официальных и рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций.
Рекомендации учителю: в случае затруднения с ответами на поставленные вопросы можно провести лекцию, используя в ней материалы высказываний.
II. Работа с учащимися по учебнику.
1. В упр. 1 учащиеся выделяют в тексте три абзаца, ставят к ним вопросы по проблематике текста, подбирают к тексту заголовок. Вопросы к тексту упр. 1 записывают в тетрадь.
— Каковы условия выдвижения языка на роль мирового?
— Какое место занимает русский язык среди других языков мира? Почему он получил мировое признание?
2. В упр. 2 учащиеся записывают на основе обоих текстов общий тезис. Учитель проводит словарно-семантическую работу, опираясь на выдержку из «Словаря русского языка» в 4 томах под ред. А. П. Евгеньевой.
Тезисы — кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т. п. Тезисы выступления.
Рекомендации учителю: следует обратить внимание на строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяется преамбула, основное тезисное положение, заключительный тезис. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости. Тезисы являются одним из наиболее устойчивых с точки зрения нормативности жанров научного стиля, поэтому нарушение чистоты, жанровой определённости, жанровое смешение при составлении тезисов оценивается как грубое искажение не только стилистической, но и коммуникативной нормы.
Среди типичных нарушений следует отметить подмену тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. К тезисам предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, в них недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей. Записать прочитанное в виде тезисов — значит записать опорные мысли текста. Тезисы формулируются по-разному: в сжатой форме, кратко, без разъяснений, в развёрнутом виде, т. е. с дополнительными утверждениями.
Тезисы — один из наиболее сложных видов записи при чтении. Умение правильно их составлять даётся лишь упорными упражнениями. Они полнее всего позволяют обобщать материал, облегчают работу над докладами, сообщениями, рефератами, т. е. применяются, когда надо дать представление о сути проблемы. Тезисы составляются при повторном чтении.
3. Выполнение творческих заданий по группам (по выбору учащихся):
а) первая группа пишет сжатое изложение, используя приём исключения подробностей (упр. 3 или 5 на с. 4 — 5);
б) вторая группа пишет выборочное изложение о заслугах В. И. Даля как создателя «Толкового словаря живого великорусского языка» (упр. 6 на с. 6 — 7).
III. Закрепление материала.
На доске проецируются тексты с заданием.
1. Подберите к первому тексту заглавие, запишите вопросы, выявляющие проблематику текста.
Большую роль в возрастании интереса к русскому языку сыграла русская классическая литература XIX века. В XX веке влияние бывшего СССР на общемировой процесс развития, успехи России, связанные с космонавтикой, с накоплением больших массивов научной информации и культурных ценностей мирового значения, расширили границы распространения русского языка.
(Энциклопедия «Русский язык»)
2. Определите главную мысль в высказывании Дмитрия Сергеевича Лихачёва о русском языке.
Рождению русской литературы способствовал превосходный, гибкий и лаконичный русский язык, достигший ко времени возникновения русской литературы высокого уровня развития... Это был язык с обширным словарным составом, с развитой терминологией — юридической, военной, феодальной, технической; обильный синонимами, способными отразить различные эмоциональные оттенки...
IV. Подведение итогов урока с учётом цели, поставленной перед учащимися. Внимание обращается на следующие вопросы:
— Что учитывается при отнесении русского языка к числу мировых?
— Каково место русского языка среди других языков мира?
— Чем обусловлена популярность русского языка среди других языков мира?
V. Домашнее задание дифференцированного характера:
а) первая группа выполняет упр. 4;
б) вторая группа составляет и записывает текст на тему «Русский язык в условиях новых экономических отношений в мире».