Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Сложное предложение. Культура речи
Урок 9. Понятие о сложном предложении

Цели урока: 1) познакомить с двумя основными структурными типами предложения (простое и сложное); 2) повторить и углубить сведения о сложном предложении, известные учащимся по курсу 5 — 7 классов; 3) научить разграничивать простые и сложные предложения, составлять схемы сложных предложений.

I. Учащиеся работают над ошибками, допущенными в диктанте.

Работу над орфографическими ошибками лучше вести по типам орфограмм. Пунктуационные ошибки объясняются с помощью схем, выделения грамматических основ.

II. Наблюдения учащихся (§ 7, с. 25).

Учащиеся рассматривают предложения, записывают в тетрадь, находят грамматические основы, сопоставляют их число в простом и сложном предложениях, отвечают на вопросы:

— Какое предложение содержит больший объём информации — простое или сложное?

— Какой вы знаете способ связи простых предложений в составе сложного?

Вывод: сложное предложение передаёт больший объём информации, чем простое; составляющие его простые предложения образуют смысловое, грамматическое и интонационное единство, которое на письме оформляется знаками завершения в конце предложения.

Читается вслух теоретический материал на с. 25.

III. Закрепление материала и проверка понимания темы.

1. Учащиеся выполняют упр. 41 устно (читают предложение в соответствии с интонационной схемой). Далее указывают предложения, которые читаются с интонацией незаконченности, находят предложение, которое произносится с интонацией завершения. Учащиеся делают вывод: части сложного предложения не имеют смысловой и интонационной законченности. Интонация конца предложения присуща сложному предложению в целом.

2. Упр. 42 выполняют письменно: читают выразительно стихотворные отрывки о Москве, выписывают сложное предложение, подчёркивают грамматическую основу, составляют схему сложного предложения. Устно отвечают на вопросы:

— Какие чувства и мысли вызвали стихотворные отрывки о Москве?

— Как вы будете читать первый и второй отрывки (громко или тихо, быстро или медленно)? Почему?

3. В упр. 44 учащиеся записывают текст, вставляя пропущенные буквы, находят сложное предложение, чертят его схему, объясняют, почему это предложение сложное.

Особое внимание следует обратить на то, что части в сложном предложении не имеют главного свойства предложения как коммуникативной единицы — смысловой и интонационной законченности. Сложное предложение передаёт большой объём информации, разнообразны и смысловые отношения между частями. Благодаря использованию сложных предложений наша речь становится полнее, богаче, разностороннее.

4. Первая группа учащихся пишет диктант с продолжением (упр. 45 на c. 27).

Учащиеся записывают текст под диктовку, подчёркивают грамматические основы в сложных предложениях, далее самостоятельно продолжают записанный под диктовку текст.

Вторая группа конструирует из простых предложений сложные с союзами и без них, выясняет смысловые отношения между частями сложного предложения, подчёркивает грамматические основы предложений. Простые предложения учитель записывает на доске.

1) Было уже часов десять вечера.

2) Над садом светила полная луна.

3) Последние тени сливались.

4) За курганом тускнело мёртвое зарево.

IV. Обобщение нового материала, подведение итогов урока по вопросам:

— Каковы признаки сложного предложения?

— Каковы средства связи между простыми предложениями, входящими в состав сложного?

— Какое предложение содержит больший объём информации — простое или сложное?

— Где преимущественно употребляются сложные предложения?

V. Домашнее задание:

а) выучить теоретический материал на с. 25;

б) выполнить упр. 43 на с. 26 — 27;

в) написать текст на тему «Краски осеннего леса», подчеркнуть грамматические основы в сложных предложениях.