Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014
Повторение изученного в 5 - 8 классах
Урок 8. Контрольный диктант
Вариант I
Наедине с осенью
Осень в этом году стояла вся напролёт сухая и тёплая. Долго не увядала трава. Только голубеющая дымка (её зовут в народе «мга») затягивала плёсы на Оке в отдалённые леса. «Мга» то сгущалась, то бледнела. Тогда сквозь неё проступали, как через матовое стекло, туманные видения вековых ракит на берегах.
Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Это курлыкали журавли.
Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. По береговой просёлочной дороге ехал, покачиваясь, грузовик. Шофёр остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей: «Счастливо, друзья!» — крикнул он и помахал рукой вслед птицам. Потом он опять забрался в кабину, но долго не заводил мотор, должно быть, чтобы не заглушать затихающий небесный звон. Он открыл боковое стекло и никак не мог оторваться от журавлиной стаи, уходившей в туман. (152 слова)
(По К. Г. Паустовскому)
Грамматические задания:
1. Произведите синтаксический разбор последнего предложения в первом абзаце (I вариант), последнего предложения в третьем абзаце (II вариант). Укажите, чем выражены члены предложения.
2. Выпишите два словосочетания, произведите морфологический разбор входящих в них частей речи.
3. Обозначьте части слов сгущалась, затихающий, покачиваясь (I вариант); курлыкали, уходившей, напролёт (II вариант).
4. Выпишите два слова с разными орфограммами, подберите ещё по два слова для каждой орфограммы.
Вариант II
Зимние испытания природы
Ни облака на туманном беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах. Красное, но неясное солнце своротило с невысокого полдня к недалёкому закату. Жестокий крещенский мороз сковал природу, сжимал, палил, жёг всё живое.
Небольшой обоз тянулся по узенькой просёлочной неторной дорожке, или, лучше сказать, — следу, будто недавно проложенному по необозримым снежным пустыням. Пронзительно, противно для непривычного уха скрипели, визжали полозья.
Обоз поднялся на возвышение и въехал в берёзовую рощу — единственный лесок на большом степном пространстве. Чудное, печальное зрелище представляла бедная роща! Как будто ураган или громовые удары тешились над нею долгое время. Всё было исковеркано. Молодые деревья, согнутые в разновидные дуги, воткнули гибкие вершины свои в сугробы и как будто силились вытащить их. Деревья постарее, пополам изломанные, торчали высокими пнями, а иные, разодранные надвое, лежали, развалясь по обе стороны. «Какой леший исковеркал березник?» — сказал молодой мужик. «Не леший, а иней, — отвечал старик, — глянь-ка, сколько его нальнуло к сучьям. Ведь под инеем-то лёд толщиной в руку. Это бывает после оттепелей, случается не каждый год и вещует урожай». (169 слов)
(С. Т. Аксаков)
Грамматические задания:
1. Произведите синтаксический разбор третьего предложения (I вариант), пятого предложения (II вариант). Укажите, чем выражены члены предложения.
2. Выпишите два словосочетания, произведите морфологический разбор входящих в них частей речи.
3. Обозначьте части слов своротило, проложенному, развалясь (I вариант); въехал, разодранные, недавно (II вариант).
4. Найдите два-три слова с орфограммой «Проверяемая безударная гласная в корне слова», подберите к ним проверочные слова.