Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014
Сложное предложение. Культура речи
Урок 13. Урок-зачёт по теме Сложное предложение
Каждое задание выполняется на отдельном листочке и сразу же сдаётся. Проверяет работу консультационная группа.
Зачётные задания
1. Перечислите функции знаков препинания в сложных предложениях (I вариант).
2. Назовите основные виды сложных предложений, перечислите основные элементы интонации сложного предложения (II вариант).
3. Проверочная диагностирующая работа.
— Запишите текст под диктовку. В сложных предложениях подчеркните грамматические основы, определите вид сложного предложения, охарактеризуйте графически интонацию сложных предложений, укажите функцию знаков препинания.
В Опухлики я приехал ночным поездом и через озеро плыл наугад. В деревне на том берегу все спали, не было видно ни огонька.
Тишина стояла осенняя. Над сизым овсяным полем висела полная, как переспелое антоновское яблоко, луна.
Я поднялся по лестнице, чтобы положить на чердак вёсла. Отсюда в конце овсяного поля, заслонённого кустами, увидел огонёк. Он таинственно трепетал, манил к себе, и я пошёл к нему.
Узкая тропинка вилась по нескошенной болотине. На тёмном фоне травы выделялись крупные колокольчики, они будто светились. Из кустов беззвучно появилась сова и пролетела рядом с лицом на своих бесшумных бархатных крыльях. Обдало холодом, и стало жутковато от сырости и этого безмолвного полёта загадочной ночной птицы. Совсем рядом заржал конь, неуклюже взбрыкивая спутанными ногами, стал приближаться к человеку. И сразу отошёл страх, будто доброго друга повстречал.
Огонёк теперь был не виден, но зато отчётливо раздавались удары. Тропинка круто обежала молодой сосняк, пахнуло нагретой смолой, и я почти рядом увидел костёр. Язык пламени вспыхнул и выхватил из тьмы обыкновенный комбайн и у костра склонённого человека. Я узнал тракториста Василия.
(Н. И. Новиков)
Тестовые задания
Вариант I
1. Найдите сложные предложения.
а) Он не только посадил дерево, но и выстроил дом, воспитал сына.
б) Утро было знойное, пахло резедой.
в) Здесь, как гласит предание, был густой лес.
г) Зима была снежная, ждали сильного половодья.
Ответ: б, г.
2. Укажите, в каких примерах функция знака препинания разделительная.
а) Не знаю, что меня привлекает в этом юноше.
б) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.
в) Полная вода сошла, и она струилась узеньким ручейком.
г) На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.
Ответ: б, в.
3. Найдите ошибку в определении отношений между частями сложносочинённого предложения.
а) Ямщик свистнул, и лошади поскакали. (Одновременность событий.)
б) Солнце село, но в лесу ещё светло. (Противопоставление.)
в) Вёсла дружно упали в волны, и баркас рванулся вперёд. (Последовательность.)
г) Мы подолгу беседовали и подолгу молчали, или же она играла мне на рояле. (Взаимоисключение.)
Ответ: а.
Вариант II
1. Укажите сложные предложения.
а) Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.
б) Пыль вихрем неслась по дороге, и месяц совсем затуманился.
в) Пройдя весь маршрут успешно, туристы возвращались домой.
г) Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.
Ответ: б, г.
2. Укажите, в каких примерах знак препинания выделительный.
а) Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.
б) Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.
в) День был серый и спокойный, в светлом воздухе пахло морем.
г) Ему вспомнился день, когда он уезжал.
Ответ: б, г.
3. Найдите ошибку в определении отношений между частями сложносочинённого предложения.
а) Я лежал как бы в забытьи, но сон не смыкал глаз моих. (Противопоставление.)
б) Потёмки всё более сгущались, и предметы теряли свои контуры. (Чередование.)
в) Урожайный сгибается колос, и пшеница стеною встаёт. (Последовательность.)
г) Забарабанило по железу крыши, и ярко вспыхнул весь воздух. (Последовательность.)
Ответ: б.
Домашнее задание творческого характера: составить текст на тему «Любимый уголок родного города», подчеркнуть грамматические основы в сложных предложениях, охарактеризовать графически интонацию сложных предложений, указать функцию знака препинания.