Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Сложное предложение. Культура речи
Урок 13. Урок-зачёт по теме Сложное предложение

Каждое задание выполняется на отдельном листочке и сразу же сдаётся. Проверяет работу консультационная группа.

Зачётные задания

1. Перечислите функции знаков препинания в сложных предложениях (I вариант).

2. Назовите основные виды сложных предложений, перечислите основные элементы интонации сложного предложения (II вариант).

3. Проверочная диагностирующая работа.

— Запишите текст под диктовку. В сложных предложениях подчеркните грамматические основы, определите вид сложного предложения, охарактеризуйте графически интонацию сложных предложений, укажите функцию знаков препинания.

В Опухлики я приехал ночным поездом и через озеро плыл наугад. В деревне на том берегу все спали, не было видно ни огонька.

Тишина стояла осенняя. Над сизым овсяным полем висела полная, как переспелое антоновское яблоко, луна.

Я поднялся по лестнице, чтобы положить на чердак вёсла. Отсюда в конце овсяного поля, заслонённого кустами, увидел огонёк. Он таинственно трепетал, манил к себе, и я пошёл к нему.

Узкая тропинка вилась по нескошенной болотине. На тёмном фоне травы выделялись крупные колокольчики, они будто светились. Из кустов беззвучно появилась сова и пролетела рядом с лицом на своих бесшумных бархатных крыльях. Обдало холодом, и стало жутковато от сырости и этого безмолвного полёта загадочной ночной птицы. Совсем рядом заржал конь, неуклюже взбрыкивая спутанными ногами, стал приближаться к человеку. И сразу отошёл страх, будто доброго друга повстречал.

Огонёк теперь был не виден, но зато отчётливо раздавались удары. Тропинка круто обежала молодой сосняк, пахнуло нагретой смолой, и я почти рядом увидел костёр. Язык пламени вспыхнул и выхватил из тьмы обыкновенный комбайн и у костра склонённого человека. Я узнал тракториста Василия.

(Н. И. Новиков)

Тестовые задания

Вариант I

1. Найдите сложные предложения.

  а) Он не только посадил дерево, но и выстроил дом, воспитал сына.

  б) Утро было знойное, пахло резедой.

  в) Здесь, как гласит предание, был густой лес.

  г) Зима была снежная, ждали сильного половодья.

  Ответ: б, г.

2. Укажите, в каких примерах функция знака препинания разделительная.

  а) Не знаю, что меня привлекает в этом юноше.

  б) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.

  в) Полная вода сошла, и она струилась узеньким ручейком.

  г) На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.

  Ответ: б, в.

3. Найдите ошибку в определении отношений между частями сложносочинённого предложения.

  а) Ямщик свистнул, и лошади поскакали. (Одновременность событий.)

  б) Солнце село, но в лесу ещё светло. (Противопоставление.)

  в) Вёсла дружно упали в волны, и баркас рванулся вперёд. (Последовательность.)

  г) Мы подолгу беседовали и подолгу молчали, или же она играла мне на рояле. (Взаимоисключение.)

  Ответ: а.

Вариант II

1. Укажите сложные предложения.

  а) Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

  б) Пыль вихрем неслась по дороге, и месяц совсем затуманился.

  в) Пройдя весь маршрут успешно, туристы возвращались домой.

  г) Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.

  Ответ: б, г.

2. Укажите, в каких примерах знак препинания выделительный.

  а) Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.

  б) Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.

  в) День был серый и спокойный, в светлом воздухе пахло морем.

  г) Ему вспомнился день, когда он уезжал.

  Ответ: б, г.

3. Найдите ошибку в определении отношений между частями сложносочинённого предложения.

  а) Я лежал как бы в забытьи, но сон не смыкал глаз моих. (Противопоставление.)

  б) Потёмки всё более сгущались, и предметы теряли свои контуры. (Чередование.)

  в) Урожайный сгибается колос, и пшеница стеною встаёт. (Последовательность.)

  г) Забарабанило по железу крыши, и ярко вспыхнул весь воздух. (Последовательность.)

  Ответ: б.

Домашнее задание творческого характера: составить текст на тему «Любимый уголок родного города», подчеркнуть грамматические основы в сложных предложениях, охарактеризовать графически интонацию сложных предложений, указать функцию знака препинания.