Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Сложносочинённое предложение
Урок 14. Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях

Цели урока: 1) познакомить учащихся с особенностями сложносочинённого предложения, группами сочинительных союзов по значению, их ролью в предложении; 2) научить определять разновидности смысловых отношений между частями сложносочинённого предложения, различать простые и сложные предложения, находить сложносочинённые предложения в ряду указанных предложений.

I. 1. Проверка домашнего задания.

Ученики читают тексты на тему «Любимый уголок родного города», называют грамматические основы в сложных предложениях, указывают функцию знаков препинания. Класс рецензирует ответы учащихся.

Два ученика работают у доски: записывают из своих текстов три сложных предложения, составляя схему каждого и показывая особенности интонации графически.

Рекомендации учителю: следует обратить внимание на то, как учащиеся произносят каждую из частей сложного предложения, перед чтением текстов необходимо вспомнить особенности интонации сложного предложения: сначала повышение голоса, затем пауза и постепенное понижение голоса к концу предложения.

2. Работа над ошибками, допущенными в зачётной работе.

II. Объяснение нового материала.

1. Работа с текстом. Проецируется отрывок из стихотворения И. И. Макарова. Текст выразительно читается.

Однозвучно гремит колокольчик,

И дорога пылится слегка,

И уныло по ровному полю

Разливается песнь ямщика.

Учащиеся отвечают на вопросы:

— Как вы думаете, одну общую или несколько разных картин передал поэт в одном предложении?

— Какие языковые средства помогают читателю воспринимать целостно поэтическую картину?

— Определите, каким по строению является это предложение. Сколько в нём простых предложений?

Девятиклассники делают вывод, что сложносочинённое предложение характеризуется наличием повторяющихся союзов и перечислительной интонации, все предложения логически равноправны, поэтому такое сложное предложение имеет одно смысловое значение.

2. Далее учащиеся исследуют материал на с. 37 — 38, § 11, делают вывод, что сложносочинённое предложение — это такое сложное предложение, в котором два и более простых предложения связаны сочинительными союзами и интонацией, читают теоретический материал на с. 37 — 38, чертят таблицу «Группы сочинительных союзов» (с. 39).

Таблица 11

Группы сочинительных союзов

Соединительные

Разделительные

Противительные

и, да (= и),

ни... ни,

тоже,

также

то... то,

или (иль),

либо... либо,

не то... не то,

то ли... то ли

а, но, да (= но),

зато, однако,

не только... но и

3. Тренировочные упражнения.

В упр. 60 на с. 38 надо составить из двух простых предложений несколько сложных с разными сочинительными союзами, объяснить выбор союзов. Проецируются предложения с заданием: продолжите предложение так, чтобы союз и соединял: а) однородные члены, б) простые предложения в сложном.

1) В кружке кройки и шитья девочки занимались уже два месяца и ...

2) Уборку школьного двора поручили ученикам десятого класса и ...

3) Картины, развешанные по стенам, украшали комнату и ...

4) Величественная архитектура города, его памятники, набережная всегда привлекали многочисленных туристов и ...

4. Учащиеся наблюдают материал на с. 38 — 39, делают вывод, что сочинительные союзы определяют характер синтаксических отношений между простыми предложениями, объединёнными в сложное: они указывают на взаимоотношения участников или взаимозависимость и взаимообусловленность реальных событий. Смысловая связь простых предложений в сложносочинённом определяется теми союзами, которыми они связаны. Далее девятиклассники читают теоретический материал на с. 39 § 12 и рассматривают схему в упр. 61 на с. 39, делают мини-сообщения на тему «Смысловые отношения в сложносочинённом предложении».

III. Закрепление темы.

1. Проецируются предложения с заданием: вставьте нужные по смыслу союзы, определите смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

1) Большими лохматыми хлопьями он [снег] падает на землю, ... в наступающих утренних сумерках земля начинает белеть. (В. Г. Распутин)

2) Душно стало в сакле, ... я вышел на воздух освежиться. (М. Ю. Лермонтов)

3) В этих краях ... морозов не было в январе, ... метели не бушевали.

2. Конструирование предложений.

Задание: составьте сложносочинённые предложения, используя данные слова и словосочетания в качестве подлежащего (или его группы) для выражения:

а) одновременности событий (вспышки молнии — гул отдалённого грома; сильный мороз — реки и озёра);

б) последовательности явлений (окончание занятий — возвращение домой, выходной день — поездка в город).

3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Зимний вечер» с использованием сложносочинённых предложений. Укажите, каким сочинительным союзом связаны простые предложения в сложных. Определите, каковы смысловые отношения частей.

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание дифференцированного характера:

а) учить теоретический материал на с. 37 — 38, § 11 и с. 38 — 39, § 12 (всем);

б) выполнить упр. 62 на с. 39;

в) выписать шесть сложносочинённых предложений из произведений А. С. Пушкина, определить смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного.