Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014
Сложносочинённое предложение
Урок 15. Сложносочинённые предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами
Цели урока: 1) познакомить учащихся с группами соединительных, разделительных и противительных союзов, разновидностями смысловых отношений между частями сложносочинённого предложения, связанными соединительными, разделительными и противительными союзами, определить, что соединительные союзы тоже, также могут располагаться внутри второй части сложносочинённого предложения; 2) научить определять разновидности смысловых отношений между частями сложносочинённого предложения, связанными соединительными, разделительными и противительными союзами (одновременность, последовательность, причинно-следственные отношения, чередование, взаимоисключение, сопоставление, противопоставление), находить границу между простыми предложениями в составе сложносочинённого предложения, связанными сочинительными союзами тоже, также, составлять из двух простых предложений сложносочинённое с указанными значениями, составлять схемы сложносочинённых предложений.
I. Проверка домашнего задания.
Один ученик работает у доски: записывает из упр. 62 предложения, обозначает грамматические основы, указывает, каким сочинительным союзом связаны простые предложения в сложном, определяет смысловые отношения частей.
Другие ученики читают сложносочинённые предложения, выписанные из произведений А. С. Пушкина, указывают смысловые отношения частей. Класс рецензирует ответы. Учитель обращает внимание на то, как учащиеся произносят каждую из частей сложного предложения.
II. Лингвистическая разминка.
1. Поставьте ударение в словах феномен, досуг, диспансер, каталог, зубчатый, принять, договор, продал, красивее, жалюзи.
2. Объясните значение фразеологизмов, составьте с ними предложения: на птичьих правах, на широкую ногу, пускать пыль в глаза, тянуть канитель, носить воду в решете.
III. Объяснение нового материала.
На доске проецируются сложносочинённые предложения с соединительными, противительными и разделительными союзами.
1) Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом. (А. А. Блок)
2) В льдистом, необыкновенно синем небе поднималось солнце, но иней на прибрежной траве ещё не растаял. (К. Г Паустовский)
3) Не то дождь пошёл, не то воробьи пробежали по крыше веранды. (Г А. Федосеев)
Задание: обозначьте грамматические основы и укажите, каким сочинительным союзом связаны простые предложения в сложном. Определите смысловые отношения частей.
Учащиеся выполняют задание и отвечают на вопросы учителя:
— Какие группы сочинительных союзов связывают простые предложения в сложных?
— Какова роль сочинительных союзов в предложениях?
— Каковы смысловые отношения между частями в сложных предложениях?
Далее девятиклассники читают теоретический материал на с. 40, § 13, на с. 42, § 14, на с. 43, § 15, анализируют предложения в § 13 — 15, делают вывод, что части простых предложений в сложносочинённом предложении могут быть связаны соединительными, разделительными и противительными союзами. Смысловая связь простых предложений в сложносочинённом предложении определяется теми союзами, которыми они связаны.
В сложносочинённых предложениях с соединительными союзами выражается: а) одновременность действий; б) последовательность действий; в) причинно-следственные отношения. В сложносочинённых предложениях с разделительными союзами выражаются отношения: а) чередования; б) взаимоисключения. В сложносочинённых предложениях с противительными союзами одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется ему.
Рекомендации учителю: в слабом классе можно предложить таблицу «Сложносочинённые предложения», в которой указаны группы сочинительных союзов и смысловые отношения между частями сложносочинённых предложений.
Таблица 12
Сложносочинённое предложение |
|
Группы сочинительных союзов |
Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения |
1. Соединительные союзы и, да = и, ни... ни, тоже, также |
1. Одновременность действий. 2. Последовательность действий. 3. Причинно-следственные отношения |
2. Разделительные союзы то... то, или (иль), либо... либо, не то... не то, то ли... то ли |
1. Чередования. 2. Взаимоисключения |
3. Противительные союзы а, не только... но и, но, да = но, однако, зато |
Одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется ему |
IV. Закрепление темы.
1. В упр. 63 учащиеся записывают сложносочинённые предложения, подчёркивают грамматические основы, указывают смысловые отношения в сложносочинённых предложениях с союзами и, тоже, также. В случае затруднения в определении смысловых отношений учащиеся обращаются к таблице «Сложносочинённые предложения».
2. В упр. 65 девятиклассники выписывают одно сложносочинённое предложение, в котором выражаются отношения чередования, и одно сложносочинённое предложение, в котором выражаются отношения взаимоисключения.
3. Из задания под условным обозначением (с. 43) учащиеся выписывают сложносочинённое предложение, в котором одно явление противопоставляется другому, и сложносочинённое предложение, в котором одно явление сопоставляется с другим.
▼ Задание творческого характера. Дополните незаконченные сложносочинённые предложения так, чтобы они выражали:
1) одновременность явлений:
Звенят на ветру лиловые колокольчики, и ...
Над нами летят косяки гусей, и ...;
2) причинно-следственные отношения:
Незаметно подкралась осень, и ...
Утром ударил мороз, и ...;
3) противопоставление:
Слева блестел пруд, а ...
Был день, но ....
V. Контроль за пониманием темы.
Тестовые задания
1. Определите смысловые отношения в сложносочинённом предложении Светало, и свет ещё не погашенных на шоссе фонарей был уже не нужен.
а) причинно-следственные
б) последовательность действий
в) одновременность
г) сопоставление
Ответ: а.
2. Какое значение вносит союз и в предложение Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины?
а) одновременность явлений
б) последовательность
в) чередование
г) противопоставление
Ответ: б.
3. Найдите ошибку в определении отношений между частями сложносочинённого предложения.
а) Фокусник хлопнул в ладоши, и занавес упал. (Одновременность событий.)
б) Дверь отворилась, но никто не вошёл. (Противопоставление событий.)
в) Гребцы налегли на вёсла, и лодка как по маслу заскользила по глади озера. (Последовательность действий.)
г) Прекратите на меня кричать, или я немедленно уйду. (Взаимоисключение действий.)
Ответ: а.
VI. Итог урока.
VII. Домашнее задание: выучить теоретические сведения на с. 40, § 13, с. 42, § 14, с. 43, § 15; выполнить письменно упр. 64.