Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014
Сложносочинённое предложение
Урок 16. Сложносочинённые предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами
Цели урока: отработка умений 1) определять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения; 2) находить границу между простыми предложениями в составе сложносочинённого предложения, связанными сочинительными союзами тоже, также; 3) составлять из двух простых предложений сложносочинённое с указанными значениями, составлять схемы сложносочинённых предложений.
I. Проверка домашнего задания.
Первый ученик устно рассказывает о сложносочинённых предложениях с соединительными, разделительными и противительными союзами.
Второй ученик выписывает из упр. 64 сложносочинённые предложения, подчёркивает грамматические основы, указывает смысловые отношения между частями сложносочинённых предложений.
Третий ученик записывает два последних предложения из упр. 64, объясняет правописание и синтаксическую роль слов то же, так же, указывает признаки отличия этих сочетаний от союзов тоже, также, составляет схему 1, 2 и 6-го предложений.
II. Повторение материала.
1. На доске проецируются предложения с заданием: выписать предложения с союзами тоже, также, объяснить правописание союзов, указать признаки отличия союзов от местоимения или наречия с частицей же.
1) Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то(же) добирались долго.
2) Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в (то) же село.
3) Он учится в автошколе, я то (же) хочу там учиться.
4) Его друзья отлично играют в футбол, брат играет так (же), как и они.
5) Его товарищи учатся хорошо, он так (же) не отстаёт от них.
Рекомендации учителю: следует обратить внимание на то, что союзы тоже, также могут располагаться внутри второй части сложносочинённого предложения. Необходимо указать признаки отличия союза от местоимения или наречия: нельзя поставить вопрос к союзу, союз не является членом предложения и пишется слитно.
2. Конструирование: в упр. 66 на с. 43 учащиеся составляют из двух простых предложений сложносочинённые со значением противопоставления с разными союзами.
Далее девятиклассники читают вопросы, записанные на доске, дают ответы на них в форме сложносочинённых предложений с указанным смысловым значением, чертят схемы.
— Что происходит ранней осенью в лесу или в городе (одновременность)?
— Что можно услышать в поле или в лесу (чередование)?
— Что происходит перед праздниками с улицами, домами (причинно-следственные отношения)?
3. Объяснительный диктант.
Иногда тянулись по обеим сторонам дороги безлюдные поля, овеянные морским воздухом, или попадалась навстречу пара волов в ярме, влачивших тяжёлую повозку на скрипучих колёсах, в сопровождении поселян в широких войлочных шляпах. Разъехаться с ними на узкой дороге было нелегко. Иногда под тенистым дубом стоял, опираясь на посох, старый пастух, с лицом как из бронзы, в овчине, невзирая на жаркий день, и с любопытством смотрел на проезжавших путешественников.
(А. П. Ладинский)
Грамматические задания:
1. Подчеркните грамматические основы в сложносочинённом предложении, составьте схему.
2. Определите смысловые отношения между частями в сложносочинённом предложении.
III. Подведение итогов урока.
IV. Домашнее задание: повторить материал § 13 — 15, упр. 68, выписать из любого произведения А. С. Пушкина десять сложносочинённых предложений с различными союзами, определить смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложных.