Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014
Сложносочинённое предложение
Урок 17. Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения
Цели урока: 1) познакомить учащихся с условиями постановки запятой в сложносочинённом предложении; выяснить, когда части сложносочинённого предложения разделяются запятой, тире; 2) научить различать простые предложения с однородными членами, связанными соединительными союзами, и сложносочинённые предложения, правильно ставить необходимые знаки препинания в соответствии с изученным правилом, обосновывать условия постановки / не постановки необходимого знака препинания.
I. Проверка домашнего задания.
Один ученик работает у доски: записывает из упр. 68 текст, расставляет пропущенные запятые, подчёркивает члены предложения в сложносочинённом предложении, определяет смысловые отношения частей.
Другие ученики читают слова, помещённые в рамке на с. 44, соблюдают правильный вариант постановки ударения, определяют значение слова нерест (метание рыбами-самками икры и одновременное оплодотворение её самцами).
Учащиеся читают десять сложносочинённых предложений с различными союзами из произведения А. С. Пушкина, определяют смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложных.
II. Объяснение нового материала.
На доске проецируются предложения:
1) Оковы тяжкие падут, темницы рухнут — и свобода вас примет радостно у входа, и братья меч вам отдадут. (А. С. Пушкин)
2) Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы. (М. М. Пришвин)
3) Это кто такие и что им надобно? (А. С. Пушкин)
Учащиеся читают сложносочинённые предложения, указывают смысловые отношения между простыми предложениями в сложносочинённых, объясняют постановку тире перед союзом и в первом предложении.
Девятиклассники отвечают на вопрос:
— Почему во втором и третьем предложениях не стоит запятая перед союзом и?
Рекомендации учителю: обратите внимание учеников на то, что между частями сложносочинённого предложения иногда ставится тире перед союзом и, если в предложении содержится резкое противопоставление или указывается на быструю смену событий.
Во втором предложении запятая не ставится, так как его части объединены общим второстепенным членом.
В третьем предложении запятая не ставится, так как обе части сложносочинённого предложения вопросительные.
Учащиеся читают теоретический материал на с. 44 — 45, § 16, обращают внимание на то, что сложносочинённое предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
III. Тренировочные упражнения.
1. В упр. 69 учащиеся записывают предложения, расставляя, где нужно, запятые, указывают союзы, определяют их группу и роль в предложении, чертят графические схемы, объясняют, как отличить простое предложение от сложного.
Рекомендации учителю: обратите внимание на правописание слов реактивный, реакция, данных в рамке на с. 46.
Реакция1 (лат. re — против + actio — действие).
1. Действие, возникающее в ответ на то или иное воздействие. 2. биол. Ответ организма на внешние или внутренние раздражения, напр. иммунологические, физиологические, психологические реакции. 3. Резкая перемена в самочувствии, переход к состоянию, которое противоположно прежнему, напр. упадок сил после эмоционального напряжения. 4. Реакция химическая. 5. Реакция ядерная, реакция цепная ядерная.
Реакция2 — активное сопротивление общественному прогрессу в целях сохранения отживших общественных порядков.
Реактивный (лат. re — против + actio — действие):
1. Служащий реактивом при химических анализах. 2. Относящийся к образованию такого движения, при котором на движущееся тело действует сила вытекающей из него струи газа, пара и т. п. в сторону, противоположную движению. 3. Способный отвечать на воздействие извне, наступающий под влиянием внешнего воздействия.
Слова реактивный, реакция записываются в словарь. Учащиеся составляют с ними сложносочинённые предложения, простые предложения с однородными членами.
2. В упр. 70 учащиеся продолжают предложение так, чтобы получилось: 1) простое предложение с однородными сказуемыми, соединёнными союзом и; 2) сложное предложение, части которого соединены тем же союзом. Чертят схемы.
3. В упр. 71 записывают предложения, расставляя пропущенные запятые, подчёркивают грамматические основы в сложных предложениях, указывают союзы в сложносочинённых предложениях, объясняют смысловые отношения частей.
IV. Контроль за пониманием темы.
Тестовые задания
1. Укажите, в каких предложениях союз и соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).
а) Придя на знакомое место он легко проскользнул вперёд и снова увидел то же самое.
б) И ветер дул и туча росла и глухо ворчала.
в) В комнате тревожно и часто звонил невидимый сверчок.
г) Сорвётся яблоко и от падения настороженно вздрагивал сад.
Ответ: б, г.
2. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены).
а) Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
б) Направо белела песчаная коса и темнела груда дальних гор.
в) Солнышко село и зорька погасла.
г) Здесь краски не ярки и звуки не резки.
Ответ: б, г.
3. Укажите слово, которое не может выступить в роли общего второстепенного члена в сложносочинённом предложении.
а) весной
б) у пристани
в) раздвинулись
г) от толчка
Ответ: в.
4. Укажите предложение, соответствующее схеме.
а) Он знак подаст — и все хохочут.
б) Раздался звонок — и ребята с шумом выбежали из класса.
в) Минута — и за горизонтом появилось бледное зарево.
г) Хлынет дождь — и засверкает весь речной берег.
Ответ: в.
V. Домашнее задание: § 16, упр. 72, 73.