Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Сложносочинённое предложение
Урок 17. Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения

Цели урока: 1) познакомить учащихся с условиями постановки запятой в сложносочинённом предложении; выяснить, когда части сложносочинённого предложения разделяются запятой, тире; 2) научить различать простые предложения с однородными членами, связанными соединительными союзами, и сложносочинённые предложения, правильно ставить необходимые знаки препинания в соответствии с изученным правилом, обосновывать условия постановки / не постановки необходимого знака препинания.

I. Проверка домашнего задания.

Один ученик работает у доски: записывает из упр. 68 текст, расставляет пропущенные запятые, подчёркивает члены предложения в сложносочинённом предложении, определяет смысловые отношения частей.

Другие ученики читают слова, помещённые в рамке на с. 44, соблюдают правильный вариант постановки ударения, определяют значение слова нерест (метание рыбами-самками икры и одновременное оплодотворение её самцами).

Учащиеся читают десять сложносочинённых предложений с различными союзами из произведения А. С. Пушкина, определяют смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложных.

II. Объяснение нового материала.

На доске проецируются предложения:

1) Оковы тяжкие падут, темницы рухнут — и свобода вас примет радостно у входа, и братья меч вам отдадут. (А. С. Пушкин)

2) Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы. (М. М. Пришвин)

3) Это кто такие и что им надобно? (А. С. Пушкин)

Учащиеся читают сложносочинённые предложения, указывают смысловые отношения между простыми предложениями в сложносочинённых, объясняют постановку тире перед союзом и в первом предложении.

Девятиклассники отвечают на вопрос:

— Почему во втором и третьем предложениях не стоит запятая перед союзом и?

Рекомендации учителю: обратите внимание учеников на то, что между частями сложносочинённого предложения иногда ставится тире перед союзом и, если в предложении содержится резкое противопоставление или указывается на быструю смену событий.

Во втором предложении запятая не ставится, так как его части объединены общим второстепенным членом.

В третьем предложении запятая не ставится, так как обе части сложносочинённого предложения вопросительные.

Учащиеся читают теоретический материал на с. 44 — 45, § 16, обращают внимание на то, что сложносочинённое предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

III. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 69 учащиеся записывают предложения, расставляя, где нужно, запятые, указывают союзы, определяют их группу и роль в предложении, чертят графические схемы, объясняют, как отличить простое предложение от сложного.

Рекомендации учителю: обратите внимание на правописание слов реактивный, реакция, данных в рамке на с. 46.

Реакция1 (лат. re — против + actio — действие).

1. Действие, возникающее в ответ на то или иное воздействие. 2. биол. Ответ организма на внешние или внутренние раздражения, напр. иммунологические, физиологические, психологические реакции. 3. Резкая перемена в самочувствии, переход к состоянию, которое противоположно прежнему, напр. упадок сил после эмоционального напряжения. 4. Реакция химическая. 5. Реакция ядерная, реакция цепная ядерная.

Реакция2 — активное сопротивление общественному прогрессу в целях сохранения отживших общественных порядков.

Реактивный (лат. re — против + actio — действие):

1. Служащий реактивом при химических анализах. 2. Относящийся к образованию такого движения, при котором на движущееся тело действует сила вытекающей из него струи газа, пара и т. п. в сторону, противоположную движению. 3. Способный отвечать на воздействие извне, наступающий под влиянием внешнего воздействия.

Слова реактивный, реакция записываются в словарь. Учащиеся составляют с ними сложносочинённые предложения, простые предложения с однородными членами.

2. В упр. 70 учащиеся продолжают предложение так, чтобы получилось: 1) простое предложение с однородными сказуемыми, соединёнными союзом и; 2) сложное предложение, части которого соединены тем же союзом. Чертят схемы.

3. В упр. 71 записывают предложения, расставляя пропущенные запятые, подчёркивают грамматические основы в сложных предложениях, указывают союзы в сложносочинённых предложениях, объясняют смысловые отношения частей.

IV. Контроль за пониманием темы.

Тестовые задания

1. Укажите, в каких предложениях союз и соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).

  а) Придя на знакомое место он легко проскользнул вперёд и снова увидел то же самое.

  б) И ветер дул и туча росла и глухо ворчала.

  в) В комнате тревожно и часто звонил невидимый сверчок.

  г) Сорвётся яблоко и от падения настороженно вздрагивал сад.

  Ответ: б, г.

2. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены).

  а) Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.

  б) Направо белела песчаная коса и темнела груда дальних гор.

  в) Солнышко село и зорька погасла.

  г) Здесь краски не ярки и звуки не резки.

  Ответ: б, г.

3. Укажите слово, которое не может выступить в роли общего второстепенного члена в сложносочинённом предложении.

  а) весной

  б) у пристани

  в) раздвинулись

  г) от толчка

  Ответ: в.

4. Укажите предложение, соответствующее схеме.

  а) Он знак подаст — и все хохочут.

  б) Раздался звонок — и ребята с шумом выбежали из класса.

  в) Минута — и за горизонтом появилось бледное зарево.

  г) Хлынет дождь — и засверкает весь речной берег.

  Ответ: в.

V. Домашнее задание: § 16, упр. 72, 73.