Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014
Сложноподчинённое предложение
Урок 21. Понятие о сложноподчинённом предложении
Цели урока: 1) познакомить учащихся с определением сложноподчинённого предложения; уяснить, что придаточное предложение может относиться к слову, словосочетанию, грамматической основе главного предложения или ко всему главному предложению; 2) научить находить главное и придаточное предложения в сложноподчинённом предложении, определять, что поясняет придаточное в главном предложении, уточнять средства связи придаточного с главным предложением.
I. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
II. Повторение. Учащиеся списывают предложения с доски.
1) Что(бы) такое придумать, что(бы) новогодний вечер прошёл интересно?
2) Всю ночь шёл дождь, за(то) день был солнечный.
3) Мы поблагодарили лесника за(то), что он показал нам дорогу.
Задание: раскройте скобки, выделите овалом союзы, укажите, к какой группе они относятся.
Учащиеся отвечают на вопросы:
— Какова роль сочинительных и подчинительных союзов в предложении?
— Какими частями речи являются одинаково звучащие слова? Чем они отличаются?
III. Объяснение нового материала.
1. Учащиеся анализируют материал на с. 53, сравнивают бессоюзное сложное предложение со сложноподчинённым, в процессе работы устанавливают, что предложения, входящие в состав сложноподчинённого предложения, объединены на основе подчинительной связи с помощью подчинительного союза потому что, а также интонации.
Девятиклассники делают вывод, что сложноподчинённое предложение состоит из главного и придаточного предложений. Главное предложение обозначает ситуацию, которая поясняется или уточняется в придаточном предложении. Придаточное предложение указывает на причину тех событий, о которых говорится в главном предложении.
Учащиеся читают теоретический материал на с. 53, обращают внимание на то, что придаточное предложение может относиться к определённому (опорному) слову или словосочетанию, к грамматической основе главного, а иногда ко всему главному предложению.
IV. Тренировочные упражнения.
1. Из упр. 83 учащиеся выписывают сложноподчинённые предложения, выделяют овалом союзы, которые находятся в придаточном предложении.
2. В упр. 85 учащиеся обращают внимание на последовательность записи сложноподчинённых предложений:
— придаточное поясняет слово главного;
— придаточное поясняет словосочетание;
— придаточное поясняет грамматическую основу главного;
— придаточное относится ко всему главному.
Рекомендации учителю: обратите внимание учеников
на образец выполнения, данный на с. 55, отработайте умения определять, что поясняет придаточное в главном предложении. Целесообразно с первых уроков изучения темы акцентировать внимание на постановке вопроса к придаточному предложению, что способствует, как показывает практика, более успешному формированию умения различать виды придаточных предложений. Придаточные предложения присоединяются к главному при помощи союзов и союзных слов. Для разграничения союзов и союзных слов нужно учитывать, что союзное слово: а) является членом предложения; б) можно заменить другим союзным словом или словом, вместо которого употребляется данное союзное слово; в) несёт на себе логическое ударение.
3. Конструирование.
— Составьте из каждой пары простых предложений сложноподчинённое, определите, что поясняет придаточное в главном предложении.
1) Воздух наполняется мелькающими хлопьями снега. Снег снова застилает собою только что освободившуюся от него землю.
2) В другой комнате уже топилась печка. Дверь в комнату была отворена.
3) Девушка часами вглядывалась в загадочные письмена. Они сохранились на металле и камне.
4) Воздух был полон особенными звуками и голосами. Эти звуки и голоса можно слышать только весной.
4. Речевая разминка.
Задание: определите характер ошибок и исправьте предложения.
1) Некрасов верил в силу русского народа, из которого вышли многие его герои.
2) Впопыхах охотник прислонил ружьё к дереву, из которого шёл дымок.
3) Бешено мчатся многоводные реки по камням, на берегах которых мелькают новенькие дома.
4) Все школьники уже вернулись с занятий, которые учились во вторую смену.
5) В последние годы наши писатели создали немало таких произведений, где показаны герои Великой Отечественной войны.
Тестовые задания
1. Укажите сложноподчинённое предложение (знаки препинания не расставлены).
а) Солнце светило очень ярко и от этого по снегу пробегали яркие огоньки.
6) Какая-то женщина сидела в сквере и задумчиво чертила тросточкой по дорожке.
в) Не откладывай на завтра то что можно сделать сегодня.
г) Всё было тихо топот моей лошади один раздавался в ночном безмолвии.
Ответ: в.
2. Укажите правильно построенное предложение.
а) Судья указала участнику матча, что вы нарушили правила.
б) Дочь попросила маму, чтобы та отпустила её к подруге.
в) Мне дали понять о том, что я жду напрасно.
г) Пётр поинтересовался, что имею ли я разряд по шахматам.
Ответ: б.
3. Укажите неверное утверждение.
а) В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой).
б) В СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов.
в) Союзные слова не являются членами предложения.
г) В СПП от главного предложения к придаточному можно задать вопрос.
Ответ: в.
V. Домашнее задание: а) § 18, упр. 84; б) выписать из книг, газет, журналов шесть сложноподчинённых предложений, указать, что поясняет придаточное в главном предложении.