Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Сложноподчинённое предложение
Урок 22. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Цели урока: уяснить, что придаточное предложение может занимать различное положение по отношению к главному (следовать за главным, находиться перед ним, располагаться в середине главного), что при незакреплённом порядке следования главного и придаточного предложений положение придаточного в сложноподчинённых предложениях зависит от коммуникативной задачи говорящего или пишущего; 2) познакомить учащихся с условиями выделения запятыми на письме придаточного предложения, научить находить главное и придаточное предложения в сложноподчинённом предложении, определять место придаточного по отношению к главному, знать средства его связи с главным, определять, в каких сложноподчинённых предложениях позиция придаточного не имеет строго закреплённого порядка следования; 3) уметь находить границы придаточного предложения, правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений, обосновывать условия постановки знака препинания, редактировать неверно построенные сложноподчинённые предложения.

I. Проверка домашнего задания.

Первый ученик читает сложноподчинённые предложения из упр. 84, указывает пропущенные запятые, средства связи придаточного с главным, ставит вопрос к придаточному, определяет, к какому стилю речи относятся выделенные слова.

Второй ученик читает шесть сложноподчинённых предложений, выписанных из книг, газет, журналов, указывает, что поясняет придаточное в главном.

II. Повторение.

На доске записаны слова с пропущенными буквами.

Счас.ливый, гиган..ский, завис.ливый, доблес..ный, жизнерадостный, злос..ный, мелкопоместный, неизвестный, неумес..ный, совес..но, чувственный, подвлас..ный, д..зертир, к..нфорка, п..л..садник, эст..када, к..чан, привилегия.

Задания:

1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически выделите морфемы.

2. Составьте с данными словами три словосочетания: глагольное, именное, наречное.

3. Сделайте синтаксический разбор словосочетания (по выбору учащихся).

  III. Объяснение нового материала.

  На доске проецируются предложения со схемами.

Задания:

1. Прочитайте сложноподчинённые предложения.

2. Укажите в каждом из них главное и придаточное предложения.

3. Определите позицию придаточного по отношению к главному.

4. Укажите условия выделения запятыми на письме придаточного предложения.

Вывод делают девятиклассники:

1. Придаточное предложение, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному: стоять перед главным, после него или в середине главного.

2. В сложноподчинённых предложениях придаточное предложение выделяется на письме независимо от позиции по отношению к главному: одной запятой, если находится после или перед главным; двумя запятыми, если находится внутри главного.

Учащиеся читают теоретический материал на с. 56 — 59.

Рекомендации учителю: обратите внимание на то, что одни сложноподчинённые предложения имеют строго закреплённый порядок следования главного и придаточного предложений. В них придаточное предложение всегда следует за главным или за тем словом главного, к которому относится. При незакреплённом порядке следования главного и придаточного предложений положение придаточного в сложноподчинённых предложениях зависит от коммуникативной задачи говорящего или пишущего. Обычно наиболее значимое в смысловом отношении простое предложение в составе сложного занимает позицию конца предложения.

IV. Закрепление материала.

1. В упр. 86 ученики читают сложноподчинённые предложения, определяют позицию придаточного по отношению к главному, записывают предложения, меняя местами там, где это возможно, главное и придаточное предложения.

2. Редактирование (упр. 90). Учащиеся редактируют сложноподчинённые предложения, записывают их в исправленном виде.

3. Выборочный диктант по упр. 89. Девятиклассники выписывают сложноподчинённые предложения в определённой последовательности и в соответствии со схемами.

4. Самостоятельная работа по упр. 91.

Учащиеся записывают предложения, расставляют знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений (по образцу упр. 89).

Рекомендации учителю: обратите внимание на произношение слов, данных в рамке на с. 61. Учащиеся записывают слова в словарь, составляют словосочетания, предложения.

Тестовые задания

1. Укажите предложение, в котором придаточное стоит в середине главного (знаки препинания не расставлены).

  а) Моряки сидели под соснами на шинелях которые они только что получили.

  б) Такая вокруг тишина и покой что слышны сердец перестуки.

  в) Володя шёл за ней следом осторожно обходя кусты потому что особенно высока была полынь.

  г) В гостинице куда они подъехали был приготовлен ужин.

  Ответ: г.

2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  а) Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле холсты лунного света.

  б) Там, куда не достают солнечные лучи, листья на кустах бледные и вялые.

  в) В тот день когда я встретил Сашу, погода выдалась на редкость хорошая.

  г) В поезде, в котором ехал Лигов, возвращаясь из командировки, пассажиров было мало.

  Ответ: в.

3. Укажите предложение, соответствующее схеме.

  а) Он быстрыми шагами спустился в овраг, где протекал небольшой гремучий ручей, который безмолвно сливался с Сурою.

  б) Когда с деревьев осыпались листья, садоводы стали зарывать в землю виноградные лозы.

  в) Они вошли в великолепную залу, где стол был накрыт на три прибора.

  г) За тёмной стеной ракит, где небо уже зеленело от зари, монотонно падала вода.

  Ответ: б.

V. Домашнее задание: § 19, упр. 87, 88 (по выбору учащихся).