Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014
Сложноподчинённое предложение
Урок 24. Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении
Цели урока: 1) уяснить, что связь придаточного предложения с главным осуществляется с помощью подчинительных союзов (простых и составных) или союзных слов, что подчинительные союзы и союзные слова могут быть омонимами; 2) познакомить учащихся с приёмами различения омонимичных подчинительных союзов и союзных слов, научить определять, каким членом придаточного предложения является союзное слово, правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений, составлять схемы сложноподчинённых предложений с составными союзами.
I. Повторение.
На доске проецируется текст.
Подъехав к господскому дому, он увидел белое платье, мелькавшее между деревьями сада. В это время Антон ударил по лошади и, повинуясь честолюбию, общему и деревенским кучерам, как и извозчикам, пустился во весь дух через мост и мимо села. Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел берёзовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красною кровлею; сердце в нём забилось... Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами.
(A. C. Пушкин)
Задания:
1. Замените, где возможно, деепричастные обороты придаточными предложениями.
2. Установите, какие смысловые и стилистические оттенки передаются при помощи параллельных синтаксических конструкций.
II. Объяснение нового материала.
На доске проецируются предложения.
1) Совсем не верилось, что так недавно в этом лесу росли грибы.
2) Я ещё не устал удивляться вещам, что есть на земле.
3) Каждую ночь мы ночевали на новом месте, потому что проходили за день по двадцать километров.
Учащиеся читают предложения и отвечают на вопросы.
— В каких предложениях для связи придаточного с главным употреблены союзы, а в каких — союзные слова?
— В каких предложениях союз и союзное слово являются омонимами?
— Как отличить союзное слово что от союза что?
Рекомендации учителю: в слабом классе можно предложить учащимся таблицу «Как отличить союз от союзного слова».
Таблица 13
Союз |
Союзное слово |
1. Не может быть выделен логическим ударением. 2. Можно заменить другим союзом. 3. Иногда союз можно опустить. 4. Не является членом придаточного предложения |
1. Произносится с ударением, обычно выделяется и логическим ударением. 2. Можно заменить другим союзным словом или тем словом главной части предложения, к которому относится придаточная часть. 3. Союзное слово нельзя опустить. 4. Является членом придаточного предложения |
Девятиклассники делают вывод, что подчинительные союзы не являются членами предложения, их функция — быть средством связи между частями сложноподчинённого предложения. Союзные слова — это самостоятельные части речи (относительные местоимения, наречия).
Союзные слова являются членами придаточного предложения. Союзы и союзные слова могут быть омонимами. В предложении Совсем не верилось, что так недавно в этом лесу росли грибы что — союз. В предложении Я ещё не устал удивляться вещам, что есть на земле что — союзное слово.
Девятиклассники отвечают, что связь между главным и придаточным предложениями осуществляется с помощью простого союза что (1-е предложение) и составного союза потому что (3-е предложение).
Учащиеся читают теоретический материал на с. 62, 64 — 66.
III. Закрепление материала.
1. Из упр. 93 ученики выписывают сложноподчинённые предложения, расставляют знаки препинания, союзные слова подчёркивают как члены предложения, союзы заключают в овал.
Рекомендации учителю: обратите внимание на произношение слов, данных в рамке на с. 62. Учащиеся записывают слова в словарь, составляют словосочетания, предложения.
В слове прообраз графически выделяют части слова.
2. Выборочный диктант по упр. 94.
Учащиеся выписывают сложноподчинённые предложения, союзные слова подчёркивают как члены предложения, союзы заключают в овал.
Рекомендации учителю: обратите внимание на произношение слов этимология, этимологический. Учащиеся записывают слова в словарь, составляют с ними словосочетания, предложения.
3. В упр. 97 учащиеся составляют схемы сложноподчинённых предложений с составными союзами по образцу.
Рекомендации учителю: обратите внимание на произношение слов, данных в рамке на с. 64. Учащиеся записывают слова в словарь, составляют с ними словосочетания, предложения.
Тестовые задания
1. Укажите предложение, в котором придаточное с главным связано союзным словом.
а) Среди виденного мною прекрасного я не нашёл ничего такого, что было бы хоть сколько-нибудь лучше правды.
б) Он столько тренировался, что победа его была закономерной.
в) Пока я была в школе, кошка разбила чашку с молоком и натворила всяких бед.
г) Никогда я не видел, чтобы артиллерия располагалась так близко от вражеских позиций.
Ответ: а.
2. Укажите СПП, в котором союз связывает придаточное предложение с главным.
а) Пустыня покоряется тем, кто не боится её суровых будней.
б) Там в июле лужица, где в апреле река.
в) Сестра решила, что поедет в деревню завтра.
г) Мы увидели новый дом, который недавно сдали в эксплуатацию.
Ответ: в.
3. Укажите неверное утверждение.
а) Союзы и союзные слова могут быть омонимами.
б) Союзы и союзные слова не являются членами предложения.
в) В СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов.
г) Союзные слова, как и любой член предложения, произносятся с ударением.
Ответ: б.
IV. Домашнее задание: § 20, упр. 95 или упр. 96 (по выбору учащихся).