Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Сложноподчинённое предложение
Урок 25. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении

Цели урока: 1) уяснить, что в главной части сложноподчинённого предложения могут использоваться указательные слова, что указательные слова (местоимения или наречия) образуют с союзными словами и некоторыми союзами пары, что в зависимости от коммуникативной задачи говорящего или пишущего подчинительные союзы могут расчленяться и их первая часть может стать указательным словом, что перед второй частью расчленённого составного союза ставится запятая; 2) научить находить главное предложение с указательным словом и без него; определять, каким членом предложения являются указательные слова, какой частью речи они выражены; употреблять необходимые указательные слова в данных предложениях; 3) научить находить и исправлять ошибки, связанные с употреблением указательных слов; правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений, составлять схемы сложноподчинённых предложений с указательными словами, с составными союзами.

I. Проверка домашнего задания.

Первый ученик рассказывает о том, как отличить союзы от союзных слов, учащиеся рецензируют монологическую речь отвечающего.

Второй ученик читает сложноподчинённые предложения из упр. 96, указывает, в каких предложениях для связи придаточного с главным употреблены союзы, а в каких — союзные слова.

Третий ученик читает сжатое изложение «Почему этимология вызывает интерес», указывает сложноподчинённые предложения, учащиеся рецензируют ответ, указывают грамматические и речевые недочёты.

Рекомендации учителю: обратите внимание учеников на памятку «Как совершенствовать написанное» на с. 193.

II. Повторение.

1. Работа с предложениями, записанными на доске.

Весна начиналась прибавкой света. В лесу были слышны птичьи голоса. На снегу были заметны сорочьи и грачиные следы. На опушке были вырублены все старые деревья. Площадку решили использовать для вольеров. Для их строительства умельцы найдутся.

Задания:

1. Перестройте предложения так, чтобы они из двусоставных превратились в безличные предложения.

2. Укажите, чем выражен главный член в безличных предложениях.

3. Объясните лексическое значение слова вольеров.

Рекомендации учителю: можно провести словарную работу по словарю иностранных слов, определить значение и род существительного вольеров.

Вольер (и вольера) (фр. voliere) — открытая или закрытая площадка, огороженная сеткой, часто с примыкающим к ней убежищем (клеткой, домиком, навесом); предназначена для содержания пушных зверей, кроликов, собак, птиц и диких животных.

III. Изучение нового материала.

1. Учащиеся с опорой на материал учебника (с. 67) отвечают на вопросы:

— Является ли информация в левой колонке достаточной для понимания?

— Какие слова сигнализируют о том, что ситуация описана не полностью и требует пояснения?

— К какому слову в главном предложении относится придаточное?

2. Далее учащиеся читают теоретический материал на с. 67, 68, знакомятся со схемами сложноподчинённых предложений с указательным словом в главном предложении на с. 68.

Рекомендации учителю: обратите внимание на указательные слова, которые образуют пары с союзными словами и некоторыми союзами, они даны в рамке на с. 67. Объясните учащимся, что в зависимости от коммуникативной задачи говорящего или пишущего подчинительные составные союзы могут расчленяться и их первая часть может стать указательным словом, перед второй частью расчленённого составного союза ставится запятая.

IV. Закрепление.

1. В упр. 99 учащиеся записывают сложноподчинённые предложения, подчёркивают указательные слова как члены предложения, указывают, какой частью речи они выражены, составляют схему выделенного предложения.

2. Выборочный диктант по упр. 100.

Учащиеся выписывают сложноподчинённые предложения, употребляя указательные слова на месте пропусков, составляют схемы выделенных предложений.

3. Самостоятельная работа по упр. 104.

4. Из упр. 98 выписывают указательные слова, объясняют, в какой части сложноподчинённого предложения они находятся.

5. Редактирование (упр. 102, 103).

6. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам:

V. Домашнее задание дифференцированного характера:

а) упр. 104 (устно);

б) упр. 105 (письменно);

в) написать сочинение на тему «В чём и как проявилась доброта человека» (упр. 101 на с. 70).

Для всех: усвоить теоретический материал на с. 67 — 68.