Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014
Сложноподчинённое предложение
Урок 26. Изложение по тексту
Цель урока: научить писать изложение с восстановлением порядка частей (раскрыта ли тема и основная мысль, нет ли пропусков мыслей, нет ли фактов, не относящихся к теме).
В начале урока учитель напоминает, как писать изложение, девятиклассники читают памятку «Как совершенствовать написанное» на с. 193.
Работа над содержанием текста.
1. Беседа с учащимися.
— Что вы узнали об иллюстрациях знаменитого русского художника Николая Васильевича Кузьмина?
— Определите стиль и тип текста.
— Какова его основная мысль и как она выражена?
— Восстановите порядок следования выделенных абзацами частей, составьте план текста.
2. Учащиеся по плану готовят устный пересказ текста.
3. Учащиеся пересказывают текст, класс рецензирует ответы.
4. Работа по анализу содержания и языковых особенностей текста.
— Какими словами или словосочетаниями начинается каждая часть?
— Какими лексическими и синтаксическими средствами соединены части текста?
— Каким образом осуществляется переход от одной части текста к другой?
— Как связываются предложения внутри частей?
5. Словарная работа.
Учащиеся записывают слова, данные в рамке на с. 72, объясняют их правописание, определяют лексическое значение, устно составляют с ними словосочетания, предложения.
а) Зарисовки — то же, что рисунки. Зарисовки с натуры.
б) Эскизы — предварительные наброски к картине, рисунку. Выставка эскизов.
в) Наброски — предварительно, бегло, в общих чертах сделанные рисунки, изложения и т. п. Наброски плана.
6. Письменное изложение.