Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014
Сложноподчинённое предложение
Урок 27. Основные группы сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
Цели урока: 1) познакомить учащихся с основными группами сложноподчинённых предложений и их признаками, в частности придаточных определительных, с возможностью и целесообразностью их синонимической замены; 2) научить определять значения придаточных определительных, ставить к ним вопросы, находить место в сложноподчинённых предложениях, определять средства связи придаточного с главным, строить по указанным схемам сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, правильно употреблять их в речи; 3) производить синонимическую замену придаточных определительных причастными оборотами; 4) правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений с придаточными определительными, обосновывать постановку знаков препинания в сложноподчинённых предложениях.
I. Работа над ошибками, допущенными в изложении.
II. Повторение.
1. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка 1
Добавьте вместо точек к данным предложениям по одному придаточному. Запишите, расставляя знаки препинания.
1) Книги надо читать так ...
2) Молодые берёзки ... шелестят своей зелёной листвой.
3) В походе легче тому ...
4) ... я непременно побываю в краеведческом музее.
5) Там на реке ... выросла электростанция.
Карточка 2
Перестроите данные простые предложения в сложноподчинённые, заменяя выделенные второстепенные члены синонимичными придаточными предложениями.
1) С наступлением осени многие птицы улетают на юг
2) Газеты писали о строительстве новой школы в нашем районе.
3) Брат не пошёл на тренировку из-за болезни.
4) Мастер наблюдал за работой молодого слесаря и что-то записывал себе в блокнот.
5) При наличии запасных деталей ремонт машины будет произведён в срок.
2. Класс выполняет синтаксический разбор предложения Ветер шевелил на деревьях листья, ещё не успевшие облететь. Учащиеся заменяют обособленное определение придаточным предложением, записывают предложение, определяют способ связи придаточного с главным, составляют его схему.
Девятиклассники делают вывод: для выражения признаков предметов могут быть использованы прилагательные, причастия, обособленные определения, придаточные определительные. Одна и та же мысль может быть выражена различными синонимическими конструкциями, но они отличаются оттенками значения, сферой употребления.
III. Изучение нового материала.
1. Учитель знакомит учащихся с основными группами сложноподчинённых предложений.
На доску проецируется таблица.
Таблица 14
Виды придаточных предложений |
Смысловой вопрос, на который отвечают придаточные предложения |
Средства связи придаточных предложений с главными |
1. Придаточные определительные |
Отвечают на вопрос какой? |
Союзные слова который, куда и др.; указательные слова; союзы что, словно, как, как будто |
2. Придаточные изъяснительные |
Отвечают на падежные вопросы что? чего? о чём? и др. |
Союзы что, чтобы, будто, как и др. или союзные слова где, как, сколько, почему и др. |
3. Придаточные обстоятельственные: а) времени и места; б) причины, следствия, условия, уступки, цели; в) образа действия, меры, степени, сравнения |
Отвечают на вопросы обстоятельства где? куда? откуда? и др. |
Союзы куда, когда, потому что, так что, чтобы, будто, словно и др.; союзные слова как, насколько; указательные слова |
Учащиеся рассматривают таблицу и делают вывод, что выделяются три группы сложноподчинённых предложений с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными по следующим признакам:
а) смысловому вопросу, на который отвечает придаточное предложение;
б) средствам связи придаточного предложения с главным (союзы, союзные слова, указательные слова).
Девятиклассники знакомятся с придаточными обстоятельственными на форзаце учебника.
2. Учащиеся анализируют предложения, записанные на доске.
1) Есть люди, которые через всю жизнь проносят чувства, приобретённые ими в детстве или юности. (Г. М. Марков)
2) Они сидели в том саду, где играл оркестр. (К. А. Федин)
Девятиклассники отвечают на вопросы:
— Что обозначает главная часть в первом предложении?
— Какой вопрос от главного к придаточному можно задать?
— Что поясняет придаточное предложение: одно слово, сочетание слов или всё главное предложение?
— При помощи чего присоединяется придаточное к главному?
— Чем является слово которые в предложении? Можно ли поставить к этому слову вопрос?
В такой же последовательности разбирается второе предложение. Учитель обращает внимание на функции союзных и указательных слов. Учащиеся доказывают, что которые и где — союзные слова, их можно заменить другими словами, они имеют логическое ударение.
Указательная словоформа в том является определением в главном предложении, она введена как средство уточнения и выделения.
Девятиклассники составляют схемы предложений.
Учащиеся делают вывод, что придаточные определительные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении, и отвечают на вопрос какой? Они относятся к такому члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом в значении существительного, и присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов.
Чтобы выделить определяемое слово в главном предложении, можно употребить указательное слово.
Девятиклассники читают теоретический материал на с. 73 — 74, узнают, что придаточные определительные могут относиться к местоимениям тот, каждый, всякий, все, любой, такой, таков в главном предложении и присоединяться к главному при помощи союзных слов кто, что, какой, каков, который, чей или союзов что, словно, как, как будто. В этих предложениях придаточное конкретизирует, наполняет содержанием значение местоимения в главном предложении, к которому относится. Термин «определительное» по отношению к придаточному используется в данном случае условно, в значении «раскрывающее содержание».
3. Учащиеся исследуют материал на с. 74, читают сложноподчинённые предложения, ставят вопросы к придаточным определительным, уточняют их позицию по отношению к главному предложению.
IV. Закрепление материала.
1. В упр. 107 учащиеся списывают сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, расставляют выделительные запятые. Оформляют запись по образцу, данному перед упражнением.
2. Упр. 108 девятиклассники выполняют по вариантам. Списывают сложноподчинённые предложения, расставляют знаки препинания, выделяют опорные слова и словосочетания в главном предложении, обозначают союзные слова как члены предложения и как части речи. I вариант — 1-я часть, II вариант — 2-я часть текста.
3. Упр. 109 выполняется устно: ученики отвечают на вопросы, используя сложноподчинённые предложения с определительной придаточной частью, присоединяемой с помощью союзного слова который.
4. Конструирование сложноподчинённых предложений с определительными придаточными (упр. 110 на с. 76).
5. Редактирование.
Предложения проецируются на доску.
Задание: найдите ошибки в построении предложений и исправьте их.
1) Струи фонтана, которые искрились на солнце и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.
2) Огромная туча, которая медленно двигалась и покрывающая небо, заставила нас отказаться от прогулки.
3) Луга, на которых ещё не скосили сено и сохранявшие чудесный аромат, расстилались кругом.
4) Дом, который заканчивали строить, выросший на нашей улице за несколько месяцев, скоро будет заселяться.
6. Диктант.
Война не убила в душах моих ровесников довоенный мир. В самые тяжкие дни мы хранили память о том пятачке земли, который каждый из нас исходил босыми ногами, где плакал и смеялся, учился понимать добро и зло, по дороге из которого ушёл в большой мир. Этот маленький кусочек земли олицетворял для нас Родину.
Самые высокие порывы человеческой души связаны с чувством Родины, которое вряд ли можно выразить обычными словами, настолько оно объёмно и у каждого своё.
(По А. П. Маресьеву)
В тексте диктанта учащиеся выделяют опорные слова и словосочетания в главном предложении, обозначают союзные слова как члены предложения и как части речи, чертят схемы сложноподчинённых предложений с придаточными определительными.
V. Домашнее задание дифференцированного характера:
а) § 22, упр. 111, 112;
б) выписать из произведений А. С. Пушкина восемь сложноподчинённых предложений с придаточными определительными.