Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Сложноподчинённое предложение
Урок 28. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

I. Проверка домашнего задания.

Первый ученик готовит монологический ответ по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными».

Второй ученик записывает на доске восемь сложноподчинённых предложений с придаточными определительными, выделяет опорные слова и словосочетания в главном предложении, обозначает союзные слова как члены предложения.

Третий ученик читает сложноподчинённые предложения из упр. 111, 112, указывает средства связи придаточного с главным, определяет вид придаточных предложений, расставляет знаки препинания.

Учащиеся рецензируют ответы учащихся.

II. Повторение материала.

1. Словарный диктант.

Интернет, тысячелетие, совершенный, колонна, колонка, реактивный, реакция, перспектива, прообраз, эскизы.

2. Учащиеся составляют сложноподчинённые предложения с определительными придаточными, используя слова из словарного диктанта.

3. По ходу записи в тетрадь слова коммуникация, данного в рамке на с. 79, учитель знакомит учащихся с происхождением слова.

Коммуникация. Заимств. в Петровскую эпоху из польск., где komunikacja — сообщение < лат. communicatio — тж. — суф. производного от communico — сообщаю (от communis — общий).

(Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. — М., 1994.)

Учащиеся определяют лексическое значение слова коммуникация.

Коммуникация — 1. Путь сообщения (напр., связывающий армию с её базами). Водные, подземные коммуникации. 2. Сообщение, общение. Речь как средство коммуникации.

Девятиклассники составляют словосочетания, предложения со активизируемым словом.

III. Тренировочные упражнения.

1. Редактирование.

Упр. 113 и 114 учащиеся выполняют по вариантам.

Вариант I. В упр. 113 надо устранить неоправданное повторение союзного слова который, записать предложения в исправленном виде, устно объяснить постановку знаков препинания в записанных предложениях.

Вариант II. В упр. 114 надо устранить неоправданное повторение союзного слова который, заменить определительное придаточное предложение причастным оборотом, записать предложения, объяснить постановку знаков препинания.

2. В упр. 115 девятиклассники конструируют сложноподчинённые предложения с определительной придаточной частью по предложенным схемам.

  ▼ Задание творческого характера. Запишите текст, заменяя определительные придаточные предложения причастными оборотами. Сравните данный текст с видоизменённым и укажите, в каком из них описание явлений природы более яркое и выразительное.

Текст проецируется на доску.

Гроза

Большая тёмно-лиловая туча быстро подвигается к нам. Солнце, которое ещё было не скрыто облаками, освещает её мрачную фигуру и серые полосы, которые идут от неё до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, который постепенно усиливается, приближается и переходит в прерывистые раскаты, которые обнимают весь небосклон.

3. Конструирование.

Учащиеся составляют сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, используя данные слова: город, откуда; скала, над которой; деревня, где; врач, с которым; завод, который.

Задание: выделите опорные слова и словосочетания в главном предложении, обозначьте союзные слова как члены предложения.

4. Учащиеся составляют схемы предложений, записанных на доске.

1) Петя с Долоховым проехали часового, который мрачно ходил по мосту, и выехали в лощину, где дожидались казаки. (Л. Н. Толстой)

2) Она убежала в комнату, где прошла вся её жизнь, села за свой столик, на котором стояли её детские игрушки, и заплакала. (К. Г Паустовский)

3) Петя поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и где гуще был пороховой дым. (Л. Н. Толстой)

4) Мы по узкой тропинке взобрались на площадку, где ожидал нас Грушницкий с драгунским капитаном и другим своим секундантом, которого звали Иваном Игнатьевичем. (М. Ю. Лермонтов)

5) Посланный офицер встретил Денисова на дороге с известием, что Долохов сейчас приедет и что с его стороны всё благополучно. (Л. Н. Толстой)

Тестовые задания

1. Укажите правильно построенное предложение.

  а) Горький создал образ борца, равного которого нет в мировой литературе.

  б) Роман «Тихий Дон», который я прочитал с большим интересом, принадлежит к числу любимых книг молодёжи.

  в) Эта книга воспитывает молодое поколение, которая стоит на страже мира и свободы.

  г) Экстремисты стремятся развязать новую войну, которой не желает ни один народ мира.

  Ответ: б.

2. Определите неверно выделенное опорное слово.

  а) Собака бросилась в камыши, куда упала убитая птица.

  б) Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл изгнанником два года незаметных.

  в) Охотники подошли к лесу, который славился обилием дичи.

  г) Вот, наконец, человек, каких нужно побольше.

  Ответ: в.

3. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

  а) Мне припомнилась нынче собака, что была моей юности друг.

  б) Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве.

  в) Пока Ермолай жарил в золе картофель, я успел задремать.

  г) Часто я угадать хотел, о чём он пишет.

  Ответ: а.

IV. Домашнее задание дифференцированного характера:

а) § 22, упр. 116;

б) ответить на вопросы в форме сложноподчинённых предложений с придаточными определительными:

1) Какое литературное произведение называется комедией?

2) Какие произведения о Великой Отечественной войне вам нравятся?

3) Какие произведения М. Горького можно назвать романтическими?

4) Какие эпитеты называют постоянными?

5) Что такое метафора?