Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Сложноподчинённое предложение
Урок 29. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Цели урока: 1) познакомить учащихся с признаками придаточных изъяснительных, приёмами разграничения придаточных изъяснительных и определительных, присоединяемых омонимичными союзом и союзным словом что; 2) научить определять значение придаточных изъяснительных, ставить к ним вопросы, определять место придаточных изъяснительных в сложноподчинённых предложениях, определять средства связи придаточного с главным; 3) строить по заданному началу, опорным глаголам сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными; 4) различать придаточные изъяснительные и определительные, присоединяемые омонимичными союзом и союзным словом что; 5) правильно ставить необходимые знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными.

I. Проверка домашнего задания.

Первый ученик читает сложноподчинённые предложения с придаточными определительными из упр. 116, указывает, какие из вариантов, выражающих определительные отношения, легче произносятся и воспринимаются.

Второй ученик записывает на доске сложноподчинённые предложения с придаточными определительными (ответы на вопросы в форме сложноподчинённых предложений с придаточными определительными).

Например. Мне нравятся такие произведения о Великой Отечественной войне, в которых правдиво и без прикрас изображается этот тяжёлый для нашего народа период истории.

Девятиклассники рецензируют ответы.

II. Повторение.

1. Орфографическая работа.

На доске записаны словосочетания:

(Не)известный писатель, совершенно (не)известный писатель, вовсе (не)известный писатель, (не)нужные хлопоты, (не)свойственная актёру манера играть, (не) прочитанное письмо, (не)жданный гость, (не)виденный мною фильм, (не)сказанная красота, вовсе (не)победи- мая натура, (не)лишённый юмора юноша.

Задание: спишите, раскройте скобки, обозначьте графически орфограммы «Не с прилагательными», «Слитное и раздельное написание не с причастиями».

2. Конструирование.

— Составьте с данными словосочетаниями пять сложноподчинённых предложений с придаточными определительными и начертите их схемы.

III. Изучение нового материала.

1. Учащиеся по предложенному плану анализируют предложения, записанные на доске.

1) В газетах пишут о том, как проходит подготовка к Олимпиаде.

2) Петров спросил друга, далеко ли до деревни.

3) Петров с удивлением спросил, где же деревня.

Рекомендации учителю: этот план можно использовать для всех типов сложноподчинённых предложений.

1. Определите тип предложения, сколько простых предложений входит в него (найдите и подчеркните грамматические основы).

2. Найдите главное предложение.

3. Прочитайте придаточное предложение и определите его место по отношению к главному.

4. Определите, что поясняет придаточное (всё главное, слово или словосочетание), поставьте вопрос от главного предложения к придаточному.

5. Назовите тип придаточного.

6. Укажите способ соединения придаточного предложения с главным (союзы, союзные слова, интонация).

7. Выясните, есть ли в главном предложении указательное слово.

8. Объясните знаки препинания.

9. Составьте графическую схему предложения.

Анализ проводится с акцентом на роль указательных слов (предложение без придаточного не закончено).

Учащиеся заменяют глагол пишут другими словами — говорится, сообщается (известие, сообщение и т. д.).

Девятиклассники делают вывод, что придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы, относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства или состояния, требующим обязательного изъяснения. Чаще всего это глаголы, реже — прилагательные, существительные, слова категории состояния. Придаточные изъяснительные присоединяются к главному предложению при помощи союзов и союзных слов. Союзы и союзные слова вносят в предложение различные смысловые оттенки, но изъяснительные отношения между главным и придаточным предложениями остаются.

В сложноподчинённых предложениях полнее и точнее передаются разнообразные сообщения, конкретизируется время осуществления каких-либо событий. Это достигается не только с помощью союзов и союзных слов, но и при помощи различных форм глагола.

В главном предложении могут быть указательные слова, они являются дополнениями и играют стилистическую роль, подчёркивая значимость того слова, к которому необходимо пояснение.

Рекомендации учителю: при анализе второго и третьего предложений важно вспомнить правило о прямой и косвенной речи, обратить внимание на их отличие в интонации, знаках препинания.

Пауза между простыми предложениями в придаточных изъяснительных менее чёткая по сравнению с другими видами придаточных, поэтому в сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными учащиеся часто допускают пунктуационные ошибки. Вопросительные слова при прямом вопросе в придаточном изъяснительном приобретают значение союза или союзного слова; если нет вопросительного слова, то употребляется вопросительная частица ли, которая при этом приобретает значение союза; знак вопроса в конце предложений, представляющих собой косвенный вопрос, не ставится.

Обратите внимание учеников на союзы и союзные слова, данные в рамке на с. 80.

Учащиеся наблюдают материал на с. 79 — 80, отвечают на вопрос:

— Что обозначают глаголы-сказуемые, к которым относится придаточное предложение?

Девятиклассники читают теоретический материал на с. 80.

IV. Закрепление материала.

1. В упр. 117 надо переписать сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными, ставя выделительные запятые. В главном предложении следует отметить значком X поясняемое слово, в изъяснительных придаточных указать союзы, союзные слова.

2. В упр. 118 ученики заканчивают предложения так, чтобы придаточное предложение было изъяснительным. Для связи главного и придаточного предложений используются союзы что или будто, как будто. Союзы заключаются в овал. Девятиклассники задают вопросы к придаточным.

3. Конструирование (упр. 119).

Учащиеся составляют сложноподчинённые изъяснительные предложения, используют в качестве сказуемых главного предложения данные в упражнении слова, присоединяют придаточные с помощью союза чтобы или что.

4. Упр. 120 выполняется устно.

Учащиеся рассказывают о знаках препинания при диалоге, приводят примеры. Передают содержание диалогов между школьниками в форме сложноподчинённых предложений с изъяснительными придаточными.

5. Редактирование.

В предложениях, записанных на доске, девятиклассники исправляют стилистические ошибки.

1) Он спросил, что долго ли художник работал над картиной и о чём хотел в ней рассказать.

2) Алёша спросил, что сплю ли я или хочу ли слушать его рассказ.

3) Во время беседы ребятам задали вопрос, что были ли книги им верными друзьями.

Тестовые задания

1. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

  а) Лёнин отец умер так рано, что мальчик его даже не помнит.

  б) Оказалось, что штаб дивизии находится рядом.

  в) Это была одна из тех ужасных гроз, которые разражаются иногда над низменностями.

  г) Не мил и свет, если друга нет.

  Ответ: б.

2. Укажите, в каких сложноподчинённых предложениях изъяснительное придаточное служит для передачи косвенной речи.

  а) Комендант сказал, что сажать на поезд в этом направлении не приказано никого, кроме военнослужащих.

  б) Я спросил, какая сегодня будет погода.

  в) Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо.

  г) Потом Дерсу рассказал мне, что ему теперь пятьдесят три года, что у него никогда не было дома.

   Ответ: а, б, г.

3. Укажите, в каких сложноподчинённых предложениях изъяснительное придаточное прикрепляется к поясняемому слову при помощи союзов.

  а) Возвратившиеся с разведки казаки сообщили, что видели много звериных следов.

  б) Мне показалось, что под кустом у того берега обязательно должен прятаться рак.

  в) Все толпились, суетились, нетерпеливо спрашивали, когда и куда пойдут поезда.

  г) Не откладывай на завтра того, что можно сделать сегодня.

  Ответ: а, б, в.

V. Домашнее задание дифференцированного характера:

а) § 23, упр. 121;

б) выписать из произведений художественной литературы шесть сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными. В изъяснительных придаточных обведите союзы овалом, союзные слова подчеркните как члены предложения.