Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Сложноподчинённое предложение
Урок 30. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

I. Проверка домашнего задания.

Первый ученик устно рассказывает о сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными (по § 23).

Второй ученик доказывает, что в одних предложениях союз что присоединяет придаточное изъяснительное, а в других — определительное (по упр. 121).

Третий ученик читает шесть сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными, называет поясняемое слово, объясняет, чем изъяснительное придаточное прикрепляется к поясняемому слову (союзом или союзным словом).

II. Повторение.

На доске проецируется текст с пропущенными орфограммами и пунктограммами.

Земля

Человек появляется на свет на земле. Тут он р..стёт узн..ёт мир и жизнь. Узн..ёт ласковые руки матери и ж..сткие рабочие руки отца. Познаёт память о тех кто жил до него кто своим трудом укр..- шал землю на котор..й он живёт. Он позн..ёт чу..тво ответств..ности перед родивш..й его землёй которая дала ему всё.

В пр..даниях всех народов любимые герои набирались сил пр..падая к родной земле. Землёй кл..лись. Горсть родной земли брали с собой отпр..вляясь в дальние страны. Из любви к самому сокровенному и дорогому клочку земли рождается любовь молодых людей ко всей великой Отчизне нашей рождается ист..но сыновнее чу..тво к ней.

Мы знаем какие страшные раны нанос..т война земле. И нет у землян ныне ничего важнее мира.

(Из журнала «Смена»)

Задание: спишите текст, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, графически обозначьте их выбор. Подчеркните обособленные обстоятельства. Начертите схемы сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными. Устно сделайте анализ текста по плану, данному в учебнике на с. 199.

III. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 122 учащиеся списывают текст, вставляя пропущенные знаки препинания в сложноподчинённых предложениях, определяют вид придаточных. Устно объясняют знаки препинания при диалоге, читают текст, выделяя нужным тоном реплики диалога.

2. Творческая работа.

— Допишите предложения, дополнив их придаточными изъяснительными. Выражая своё мнение о героях романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», их поступках и поведении, используйте речевые клише.

Я убеждён... Я считаю... Я согласен с тем... Могу с уверенностью сказать... Мне кажется... Меня привлекает мысль о том...

3. Редактирование.

— Исправьте и объясните ошибки в построении предложений, запишите предложения в исправленном виде.

1) Судья указал участнику матча, что вы нарушили правила.

2) Алёша сказал, что если бы я знал о срыве игры, то не допустил бы этого.

3) Мне долго пришлось доказывать о том, что Алёша прав.

4) Я понятия не имел, что сколько ещё времени надо ехать до нужной остановки.

4. Сжатое изложение по упр. 123 на с. 83.

IV. Домашнее задание дифференцированного характера:

а) составить десять предложений на тему «Что я узнал о прошлом своего города», используя сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными;

б) дополнить предложения:

1) Узнайте, пожалуйста, когда ...

      где ...

      куда ...

      как ...

2) Я посмотрел в окно и увидел, что ...

      как ...

3) Сообщите, пожалуйста, кто...

      чей ...

      как долго ...

      откуда ...