Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014
Сложноподчинённое предложение
Урок 31. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места
Цели урока: 1) познакомить учащихся с видами обстоятельственных придаточных предложений, с тремя основными группами придаточных обстоятельственных: времени и места; причины, следствия, условия, уступки, цели; образа действия, меры, степени, сравнения; 2) уяснить признаки придаточных времени и места; 3) научить определять значение придаточных времени и места, ставить к ним вопросы, определять средства связи придаточного с главным, различать придаточные времени и места, составлять по указанным схемам сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени; 4) производить синонимическую замену придаточных времени другими синтаксическими средствами, правильно ставить необходимые знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений с придаточными времени и места.
I. Проверка домашнего задания.
1. Учащиеся читают составленные дома предложения на тему «Что я узнал о прошлом своего города», называют сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Класс рецензирует ответы.
2. Девятиклассники выполняют работу над ошибками, допущенными в сжатом изложении (упр. 123).
II. Повторение материала.
1. Учащиеся делают синтаксический разбор предложения, записанного на доске.
Когда-нибудь с годами припомним мы с друзьями, как по дорогам звёздным вели мы первый путь. (В. Н. Войнович)
2. Девятиклассники находят в тексте предложения числительное и делают его морфологический разбор.
Рекомендации учителю: слабым учащимся можно предложить план морфологического разбора числительного, данный в учебнике на с. 200.
3. Учитель просит назвать отдельно в разобранном предложении обстоятельства, определить, чем они выражены, на какие вопросы отвечают.
— Какие виды обстоятельств вам известны? Приведите примеры.
Учитель сообщает, что подобные значения имеют придаточные обстоятельственные, которые отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении.
III. Объяснение нового материала.
1. Учащиеся рассматривают схему на с. 84, называют виды обстоятельственных придаточных предложений, делают вывод, что придаточные обстоятельственные делятся на три группы:
а) придаточные времени и места;
б) придаточные причины, следствия, условия, уступки, цели;
в) придаточные образа действия, меры, степени, сравнения.
Далее учащиеся анализируют материал на с. 85, ставят вопросы к выделенным придаточным предложениям времени и места, делают вывод, что в сложноподчинённом предложении с придаточным времени придаточное предложение указывает на время протекания действия в главном и отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?
В сложноподчинённом предложении с придаточным места придаточное указывает на место (пространство), где совершается то, о чём говорится в главном предложении. Придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда?
Затем учащиеся читают теоретический материал на с. 84 — 85. Учитель обращает внимание девятиклассников на правописание составных союзов, имеющих указательные слова перед тем как, до тех пор пока, с тех пор как, в то время как.
Учащиеся узнают, что если читающий выделяет указательные слова, относя их к главному предложению, то они становятся членами главного предложения, на них падает логическое ударение, благодаря чему более чётко выступают временные отношения, запятая ставится в зависимости от интонации, но только один раз.
IV. Закрепление материала.
1. В упр. 124 учащиеся списывают сложноподчинённые предложения, задают вопросы к придаточным времени, заключают в овалы временные союзы.
2. В упр. 125 списывают сложноподчинённые предложения, задавая вопросы к придаточным места, союзные слова подчёркивают как члены предложения, отмечают указательные слова, к которым относятся придаточные места.
3. Самостоятельная работа (по упр. 126).
4. Конструирование.
На доске записаны предложения.
1) В Москве ложатся спать. На Камчатке уже встают.
2) Раздался сигнал к отправлению поезда. Провожающие стали прощаться.
3) Мой друг почти не изменился. Мы виделись в последний раз.
4) Начались занятия. Мы решили организовать свой оркестр.
Задание: составьте из двух простых предложений сложноподчинённое предложение с придаточным времени.
Тестовые задания
1. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным места (знаки препинания не расставлены).
а) Счастье грибника в том чтобы в субботу на заре попасть в заветное место.
б) Надо в себе воспитывать вкус к хорошему языку как воспитывают вкус к гравюрам и хорошей музыке.
в) Настоящего человека всегда тянет туда где трудно.
г) Близкого человека только тогда поймёшь когда с ним расстанешься.
Ответ: в.
2. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным времени.
а) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
б) Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
в) Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.
г) Молодёжь должна быть достойна эпохи, в которой она живёт.
Ответ: а.
3. Укажите сложноподчинённое предложение, в котором союз как находится в главном предложении.
а) Как приду я на гулянье, / Он танцует и поёт...
б) Только я вошёл в гостиную, как вдруг дверь бильярдной распахнулась.
в) Я помню, бедный, он слезами обливался, / Как с вами расставался!
г) Уже более трёх часов прошло с тех пор, как я присоединился к мальчикам.
Ответ: б.
V. Домашнее задание дифференцированного характера:
а) § 25, упр. 127;
б) написать сочинение-миниатюру с использованием сложноподчинённых предложений с придаточными времени и места.