Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Сложноподчинённое предложение
Урок 31. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места

Цели урока: 1) познакомить учащихся с видами обстоятельственных придаточных предложений, с тремя основными группами придаточных обстоятельственных: времени и места; причины, следствия, условия, уступки, цели; образа действия, меры, степени, сравнения; 2) уяснить признаки придаточных времени и места; 3) научить определять значение придаточных времени и места, ставить к ним вопросы, определять средства связи придаточного с главным, различать придаточные времени и места, составлять по указанным схемам сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени; 4) производить синонимическую замену придаточных времени другими синтаксическими средствами, правильно ставить необходимые знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений с придаточными времени и места.

I. Проверка домашнего задания.

1. Учащиеся читают составленные дома предложения на тему «Что я узнал о прошлом своего города», называют сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Класс рецензирует ответы.

2. Девятиклассники выполняют работу над ошибками, допущенными в сжатом изложении (упр. 123).

II. Повторение материала.

1. Учащиеся делают синтаксический разбор предложения, записанного на доске.

Когда-нибудь с годами припомним мы с друзьями, как по дорогам звёздным вели мы первый путь. (В. Н. Войнович)

2. Девятиклассники находят в тексте предложения числительное и делают его морфологический разбор.

Рекомендации учителю: слабым учащимся можно предложить план морфологического разбора числительного, данный в учебнике на с. 200.

3. Учитель просит назвать отдельно в разобранном предложении обстоятельства, определить, чем они выражены, на какие вопросы отвечают.

— Какие виды обстоятельств вам известны? Приведите примеры.

Учитель сообщает, что подобные значения имеют придаточные обстоятельственные, которые отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении.

III. Объяснение нового материала.

1. Учащиеся рассматривают схему на с. 84, называют виды обстоятельственных придаточных предложений, делают вывод, что придаточные обстоятельственные делятся на три группы:

а) придаточные времени и места;

б) придаточные причины, следствия, условия, уступки, цели;

в) придаточные образа действия, меры, степени, сравнения.

Далее учащиеся анализируют материал на с. 85, ставят вопросы к выделенным придаточным предложениям времени и места, делают вывод, что в сложноподчинённом предложении с придаточным времени придаточное предложение указывает на время протекания действия в главном и отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

В сложноподчинённом предложении с придаточным места придаточное указывает на место (пространство), где совершается то, о чём говорится в главном предложении. Придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда?

Затем учащиеся читают теоретический материал на с. 84 — 85. Учитель обращает внимание девятиклассников на правописание составных союзов, имеющих указательные слова перед тем как, до тех пор пока, с тех пор как, в то время как.

Учащиеся узнают, что если читающий выделяет указательные слова, относя их к главному предложению, то они становятся членами главного предложения, на них падает логическое ударение, благодаря чему более чётко выступают временные отношения, запятая ставится в зависимости от интонации, но только один раз.

IV. Закрепление материала.

1. В упр. 124 учащиеся списывают сложноподчинённые предложения, задают вопросы к придаточным времени, заключают в овалы временные союзы.

2. В упр. 125 списывают сложноподчинённые предложения, задавая вопросы к придаточным места, союзные слова подчёркивают как члены предложения, отмечают указательные слова, к которым относятся придаточные места.

3. Самостоятельная работа (по упр. 126).

4. Конструирование.

На доске записаны предложения.

1) В Москве ложатся спать. На Камчатке уже встают.

2) Раздался сигнал к отправлению поезда. Провожающие стали прощаться.

3) Мой друг почти не изменился. Мы виделись в последний раз.

4) Начались занятия. Мы решили организовать свой оркестр.

Задание: составьте из двух простых предложений сложноподчинённое предложение с придаточным времени.

Тестовые задания

1. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным места (знаки препинания не расставлены).

  а) Счастье грибника в том чтобы в субботу на заре попасть в заветное место.

  б) Надо в себе воспитывать вкус к хорошему языку как воспитывают вкус к гравюрам и хорошей музыке.

  в) Настоящего человека всегда тянет туда где трудно.

  г) Близкого человека только тогда поймёшь когда с ним расстанешься.

  Ответ: в.

2. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным времени.

  а) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

  б) Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

  в) Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

  г) Молодёжь должна быть достойна эпохи, в которой она живёт.

  Ответ: а.

3. Укажите сложноподчинённое предложение, в котором союз как находится в главном предложении.

  а) Как приду я на гулянье, / Он танцует и поёт...

  б) Только я вошёл в гостиную, как вдруг дверь бильярдной распахнулась.

  в) Я помню, бедный, он слезами обливался, / Как с вами расставался!

  г) Уже более трёх часов прошло с тех пор, как я присоединился к мальчикам.

Ответ: б.

V. Домашнее задание дифференцированного характера:

а) § 25, упр. 127;

б) написать сочинение-миниатюру с использованием сложноподчинённых предложений с придаточными времени и места.