Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Сложноподчинённое предложение
Урок 32. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места

I. Проверка домашнего задания.

1. Учащиеся читают сочинения-миниатюры с использованием сложноподчинённых предложений с придаточными времени и места, указывают средства связи придаточных с главным предложением. Класс рецензирует ответы учащихся.

2. Два ученика работают у доски.

Первый ученик выписывает из упр. 127 (первая часть) сложноподчинённые предложения с придаточными времени, указывает средства связи придаточных с главным предложением, чертит схемы. Определяет тип текста, главную мысль первой части.

Второй ученик выписывает из упр. 127 (вторая часть) сложноподчинённые предложения с придаточными места, указывает средства связи придаточных с главным предложением, чертит схемы, определяет тип текста, главную мысль второй части.

II. Повторение материала.

1. Орфографическая работа.

На доске записаны словосочетания с пропущенными буквами.

Отчая..о борются, слушать сосредоточе..о, поступаешь необдума..о, ветре..ый день, масл..ный блин, ветр..ная мельница, многочисле..ые притоки, оловя..ый солдат, свяще..ый день, двигались медле..о, стекля..ый сосуд, подветре..ая сторона, зва..ый гость, усталый стра..ик, сегодняшний имени..ик, мой племя..ик, говорить бессвяз..о и пута..о.

Задание: спишите, вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы, сделайте морфологический разбор прилагательного.

Рекомендации учителю: слабым учащимся можно предложить план морфологического разбора прилагательного на с. 195 в учебнике.

2. Синтаксический разбор предложений по вариантам.

Вариант I. Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А. П. Чехов)

Вариант II. Мой дом везде, где есть небесный свод, где только слышны звуки песен. (М. Ю. Лермонтов)

III. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 128 учащиеся перестраивают каждое предложение, используя для выражения времени разные синтаксические средства.

2. В упр. 129 составляют по схемам сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени.

  ▼ Задание творческого характера. На доске записаны предложения с уточняющими обстоятельствами места.

1) Далеко, почти у самого горизонта, темнели горы.

2) На окраине города, за новыми домами, строится стадион.

3) На дороге, у поворота к пристани, встретились друзья.

4) На центральной площади города, у Вечного огня, в почётном карауле стояли ребята из нашей школы.

Задание: замените уточняющие обстоятельства места придаточными места.

3. Графический диктант.

Учитель проецирует на доску предложения для графического диктанта.

1) Слово только тогда оказывает надлежащее действие, когда оно высказано горячо и проникнуто убеждением. (М. Е. Салтыков- Щедрин)

2) Дерзать надо смолоду, пока есть силы, пока есть свежесть мироощущения, и не надо бояться трудностей и даже ошибок. (П. Проскурин)

3) Где-то за садом несмело, там, где калина цветёт, нежная девушка в белом нежную песню поёт. (С. А. Есенин)

4) Деревья кругом, куда ни взглянешь, были все золотые или красные. (А. П. Чехов)

5) Когда дует ветер и рябит воду, то становится и холодно, и скучно, и жутко. (А. П. Чехов)

6) Медведь остановился на опушке, там, где только что стоял лось. (Б. Полевой)

4. Речевая разминка.

Напишите сочинение-миниатюру на тему «Путешествие по малой родине», используя сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени.

IV. Домашнее задание дифференцированного характера:

а) § 24, 25; упр. 130;

б) выписать из произведений художественной литературы шесть сложноподчинённых предложений с придаточными места и времени.