Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014
Сложноподчинённое предложение
Урок 33. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия
Цели урока: 1) уяснить, что сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия имеют общее значение обусловленности; 2) познакомить учащихся с признаками придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия; 3) научить распознавать значение указанных придаточных, ставить к ним вопросы, уточнять средства связи придаточного с главным, место придаточного по отношению к главному, определять изученные виды придаточных, отличать обозначенные виды придаточных от других видов, составлять из двух простых предложений сложноподчинённое с конкретным видом придаточного, составлять схемы соответствующих сложноподчинённых предложений, правильно ставить необходимые знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.
I. Проверка домашнего здания.
Первый ученик записывает на доске четыре сложноподчинённых предложения с придаточными места на тему «Я путешествую...».
Второй ученик записывает на доске шесть сложноподчинённых предложений с придаточными места и времени из произведений художественной литературы, обводит овалом союз, подчёркивает союзные слова как члены предложения.
Учащиеся читают сочинения-миниатюры на тему «Путешествие по малой родине», называют сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени, указывают средства связи главного предложения с придаточным.
Класс рецензирует ответы учащихся.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. На доске написаны слова красивее, газопровод, досуг, намерение, докрасна, приняла, втридорога, донизу, балованный, квартал, экспертный, сливовый, газированный.
Задание: поставьте ударение в словах, составьте с данными словами шесть сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными, определительными, места и времени, укажите средства связи главного предложения с придаточным.
2. Объясните значение фразеологизмов: комар носа не подточит, мелкая сошка, ахиллесова пята, сизифов труд, нить Ариадны, манна небесная.
III. Работа над новым материалом.
1. Учащиеся рассматривают схемы сложноподчинённых предложений со значением обусловленности, называют виды этих предложений, средства связи, приводят примеры на каждый из видов, читают теоретический материал на с. 89 — 90.
2. Девятиклассники анализируют материал на с. 91 — 92, сравнивают два сложноподчинённых предложения, указывают, в каком из них значение следствия содержания заключено в главном предложении, а значение причины — в придаточном, в каком наоборот, отвечают на вопросы на с. 92, читают там же теоретический материал.
IV. Закрепление материала.
1. Из упр. 131 учащиеся выписывают в три группы сложноподчинённые предложения с придаточным причины, которое стоит: 1) после главного; 2) перед главным; 3) в середине главного; расставляют выделительные запятые.
2. В упр. 132 учащиеся заменяют выделенные части предложений с придаточными причины, подчёркивают языковые средства, с помощью которых указанное значение выражено более явно.
3. Конструирование по упр. 136. Учащиеся перестраивают предложения по образцу, определяют вид придаточных в данных сложноподчинённых предложениях и в тех, что записали они.
4. Самостоятельная работа по упр. 137.
Рекомендации учителю: обратите внимание на правописание слова оригинальный, которое представлено в рамке на с. 93, познакомьте учащихся с этимологией данного слова, его лексическим значением.
Оригинальный. Заимств. в XVIII в. из лат., где originalis (буквально — изначальный) — суф. производное от origo, originis — начало, рождение, суф. образование от oriri — начинаться, рождаться.
(Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. — М., 1994.)
Оригинальный — 1. Не заимствованный, не переводной, подлинный. Оригинальное сочинение. 2. Вполне самостоятельный, чуждый подражательности. Оригинальный мыслитель. 3. Своеобразный, необычный. Оригинальный ответ.
(Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М., 1989.)
Учащиеся записывают в словарь слово оригинальный, составляют с ним словосочетания, предложения.
Тестовые задания
1. Укажите, в каких сложноподчинённых предложениях имеется придаточное причины.
а) И вот я завидую этим колоскам, потому что дни, недели и месяцы они стоят над морем немыми свидетелями жизни.
б) Яблони пропали, оттого что мыши объели всю кору кругом.
в) Лесу истощение не грозит, ибо он есть источник постоянно возобновляющийся.
г) Стеклянная дверь на балкон была закрыта, чтобы из сада не несло жаром.
Ответ: а, б, в.
2. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия.
а) Молнии в потёмках казались ослепительными, так что глазам было больно.
б) Тёмный старушечий силуэт скользнул к выходу, и в распахнувшуюся дверь ворвалась такая яркая полоса весеннего дня, что Алексей невольно зажмурился.
в) Медведь с рёвом бросался на бочку, покамест не отымали у бедного зверя предмета тщетной его ярости.
г) Сердце моё стучало так сильно, что перо дрожало в руке.
Ответ: а.
3. Отметьте сложноподчинённое предложение, где знаки препинания поставлены правильно.
а) Вероятно, это был медведь потому что лось кричит не так и только осенью.
б) Все замечания [о Печорине] пришли мне на ум, может быть, потому что я знал некоторые подробности его жизни.
в) Оттого, что земля размокла после дождя, идти по тропе было трудно.
г) Из-за того, что ты боялся все беды твои и случились.
Ответ: в.
V. Домашнее задание дифференцированного характера:
а) упр. 133, 135 (для менее подготовленных учащихся);
б) заменить в данных предложениях деепричастный оборот придаточным причины (для более подготовленных учащихся).
1) Они всю ночь не спали, ожидая прихода поезда.
2) Проделав тяжёлый путь, он очень устал и мечтал поскорее добраться до ночлега.
3) Солгав однажды, он больше не мог надеяться, что ему поверят.
4) Не усвоив пройденного материала, она не могла понять объяснения учителя.