Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Сложноподчинённое предложение
Урок 35. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными

Цели урока: 1) познакомить учащихся с признаками придаточных образа действия, меры, степени и сравнительных; 2) научить отличать придаточные сравнительные от сравнительных оборотов, определять значение придаточных образа действия, меры, степени и сравнительных, ставить к ним вопросы, уточнять средства их связи с главным, место придаточного по отношению к главному, находить изученные виды придаточных, разграничивая с другими видами, различать сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными и простые предложения со сравнительными оборотами, составлять схемы сложноподчинённых предложений с указанными видами придаточных, правильно ставить необходимые знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.

I. Проверка домашнего задания.

Первый ученик готовит монологический ответ по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Второй ученик записывает на доске три сложноподчинённых предложения с придаточными условными, взятые из учебника физики (математики, химии), обводит овалом союзы, соединяющие главное и придаточное (домашнее задание по упр. 142).

Третий ученик записывает на доске три сложноподчинённых предложения с придаточными уступительными на тему «Как мы готовились к лыжным соревнованиям», ставит вопрос от главного предложения к придаточному, указывает средства связи придаточного предложения с главным.

Четвёртый ученик читает сложноподчинённые предложения с придаточными цели из упр. 153, указывает средства связи придаточного предложения с главным.

Класс рецензирует ответы учащихся.

II. Актуализация опорных знаний учащихся. На доске проецируются предложения.

1) Что(бы) не заблудиться в лесу собирая грибы я беру с собой компас.

2) Что(бы) ты посоветовал мне надеть что(бы) было тепло и удобно?

3) Что(бы) мне почитать что(бы) научиться отличать ядовитые грибы от съедобных?

4) Что(бы) сделать с грибами что(бы) они не испортились до утра?

5) Что(бы) стать настоящим грибником нужно что(бы) в лесу ты себя не чувствовал случайным гостем.

Задания:

1. Спишите, расставляя знаки препинания.

2. Определите вид придаточных предложений.

3. Объясните правописание частицы бы.

4. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

III. Объяснение нового материала.

Учащиеся анализируют материал на с. 101 —102, отвечают на вопросы.

— В каком придаточном раскрывается образ действия или способ действия, в каком указывается на степень или меру действия; какое из них имеет сравнительное значение?

Девятиклассники читают теоретический материал на с. 102 — 105.

Рекомендации учителю: научите девятиклассников различать сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными и простые предложения со сравнительными оборотами.

Сравнительное придаточное предложение поясняет обозначенное в главном действие, состояние, предмет, признак через сравнение с другими действиями, предметами, признаками.

Сравнительный оборот — член простого предложения — имеет значение приблизительного сходства, образного сравнения. В предложении сравнительный оборот чаще всего является обстоятельством образа действия. Целесообразно повторить постановку запятой перед союзом как. Для этого предлагается таблица, в которой представлены самые типичные случаи.

IV. Закрепление материала.

1. В упр. 156 учащиеся находят сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, задают вопросы к ним, отмечают союзы, союзные и указательные слова.

2. Упр. 157 учащиеся выполняют по группам:

первая группа записывает текст из первой части;

вторая группа записывает текст из второй части;

третья группа записывает текст из третьей части.

Учащиеся записывают сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени, подчёркивают придаточные, союзы заключают в овал, союзные слова и указательные слова выделяют как члены предложения.

3. В упр. 158 учащиеся находят сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным, составляют его схему, уточняют роль этого предложения в тексте.

4. Речевая разминка (упр. 159).

Учащиеся сочиняют рассказы о каком-то интересном физическом или химическом открытии, процессе или явлении, используют в своих рассказах сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными.

5. Самостоятельная работа по упр. 162.

6. Девятиклассники пишут диктант (упр. 164).

V. Домашнее задание:

а) учить теоретический материал (§ 27);

б) упр. 160 (устно);

в) упр. 161 (письменно).