Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014
Сложноподчинённое предложение
Урок 36. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными
I. Проверка домашнего задания.
Первый ученик пересказывает теоретический материал о сложноподчинённых предложениях с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными, учащиеся рецензируют монологическую роль отвечающего.
Второй и третий ученики работают у доски: один записывает сравнения из упр. 160, указывает, каким языковым средством они выражены; другой записывает предложения из упр. 161, подчёркивает сравнительные обороты как члены предложения, читает предложения, в которых сравнительные обороты более точно помогают представить действия аиста.
II. Тренировочные упражнения.
1. В упр. 162 нужно найти сравнения, указать, с помощью каких языковых средств они выражены.
2. В упр. 163 следует выделить сложноподчинённые предложения, определить вид придаточного, сравнительные обороты подчеркнуть как члены предложения.
3. Схематический диктант.
На доске проецируются предложения. Учащиеся чертят их схемы, определяют вид придаточных.
1) В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячу лет. (К. Г. Паустовский)
2) Нужно учиться писать о людях и жизни так, чтобы каждое слово пело, светилось. (М. Горький)
3) Многие русские слова сами по себе излучают таинственный блеск. (К. Г Паустовский)
4) Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. (К. Г. Паустовский)
5) Крутясь, плывут они [вьюнки] вместе с водой, как недавно плыли льдины. (М. М. Пришвин)
6) Сегодня я чувствую себя так, как будто гора свалилась с моих плеч. (Д. Н. Мамин-Сибиряк)
7) Чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь. (А. П. Чехов)
8) Левитан стремился писать так, чтобы был ощутим воздух, обнимающий своей прозрачностью каждую травинку, каждый лист и стог сена. (К. Г. Паустовский)
4. Конструирование.
На доске записаны устойчивые обороты: как мыльный пузырь, как неприкаянный, как зеницу ока, как вкопанный, как убитый, как стрела, как подкошенный, как губка, как пёрышко, как туча, как две капли воды.
Задание: составьте предложения, используя устойчивые обороты.
▼ Задание творческого характера.
а) Допишите предложения, используя придаточные сравнительные или сравнительные обороты.
1) Звёзды в небе мерцают, как ...
2) Снег блестит и сверкает на солнце, словно ...
3) Оделась ёлка в снежную шубу, будто ...
4) Вокруг было так тихо, как будто ...
б) Составьте сложноподчинённые предложения (сопоставляя предметы и явления), используя союз чем..., тем.
Ночь — звёзды. Ангара — Волга. Буран — опасность заблудиться. Тренировка — результат.
5. Грамматико-стилистическая работа.
На доске проецируются предложения.
1) Опавшие листья лежат разноцветным ковром.
2) Он шёл осторожно, по-звериному.
3) Он жаждал свободы подобно птице, сидящей в клетке.
Задание: замените второстепенные члены предложения придаточными сравнительными и сравнительными оборотами, укажите их стилистическую функцию.
6. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Исторический памятник нашего города (села)», используя придаточные сравнительные и сравнительные обороты.
III. Домашнее задание дифференцированного характера:
а) упр. 165;
б) творческое задание для более подготовленных учащихся: подобрать образные сравнения для летнего луга, первых лучей солнца, шума морских волн, поля поспевающей пшеницы, цветущих вишен.