Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Сложноподчинённое предложение
Урок 36. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными

I. Проверка домашнего задания.

Первый ученик пересказывает теоретический материал о сложноподчинённых предложениях с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными, учащиеся рецензируют монологическую роль отвечающего.

Второй и третий ученики работают у доски: один записывает сравнения из упр. 160, указывает, каким языковым средством они выражены; другой записывает предложения из упр. 161, подчёркивает сравнительные обороты как члены предложения, читает предложения, в которых сравнительные обороты более точно помогают представить действия аиста.

II. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 162 нужно найти сравнения, указать, с помощью каких языковых средств они выражены.

2. В упр. 163 следует выделить сложноподчинённые предложения, определить вид придаточного, сравнительные обороты подчеркнуть как члены предложения.

3. Схематический диктант.

На доске проецируются предложения. Учащиеся чертят их схемы, определяют вид придаточных.

1) В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячу лет. (К. Г. Паустовский)

2) Нужно учиться писать о людях и жизни так, чтобы каждое слово пело, светилось. (М. Горький)

3) Многие русские слова сами по себе излучают таинственный блеск. (К. Г Паустовский)

4) Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. (К. Г. Паустовский)

5) Крутясь, плывут они [вьюнки] вместе с водой, как недавно плыли льдины. (М. М. Пришвин)

6) Сегодня я чувствую себя так, как будто гора свалилась с моих плеч. (Д. Н. Мамин-Сибиряк)

7) Чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь. (А. П. Чехов)

8) Левитан стремился писать так, чтобы был ощутим воздух, обнимающий своей прозрачностью каждую травинку, каждый лист и стог сена. (К. Г. Паустовский)

4. Конструирование.

На доске записаны устойчивые обороты: как мыльный пузырь, как неприкаянный, как зеницу ока, как вкопанный, как убитый, как стрела, как подкошенный, как губка, как пёрышко, как туча, как две капли воды.

Задание: составьте предложения, используя устойчивые обороты.

  ▼ Задание творческого характера.

а) Допишите предложения, используя придаточные сравнительные или сравнительные обороты.

1) Звёзды в небе мерцают, как ...

2) Снег блестит и сверкает на солнце, словно ...

3) Оделась ёлка в снежную шубу, будто ...

4) Вокруг было так тихо, как будто ...

б) Составьте сложноподчинённые предложения (сопоставляя предметы и явления), используя союз чем..., тем.

Ночь — звёзды. Ангара — Волга. Буран — опасность заблудиться. Тренировка — результат.

5. Грамматико-стилистическая работа.

На доске проецируются предложения.

1) Опавшие листья лежат разноцветным ковром.

2) Он шёл осторожно, по-звериному.

3) Он жаждал свободы подобно птице, сидящей в клетке.

Задание: замените второстепенные члены предложения придаточными сравнительными и сравнительными оборотами, укажите их стилистическую функцию.

6. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Исторический памятник нашего города (села)», используя придаточные сравнительные и сравнительные обороты.

III. Домашнее задание дифференцированного характера:

а) упр. 165;

б) творческое задание для более подготовленных учащихся: подобрать образные сравнения для летнего луга, первых лучей солнца, шума морских волн, поля поспевающей пшеницы, цветущих вишен.