Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014
Сложноподчинённое предложение
Урок 37. Сочинение по данному началу (на основе картины В. П. Фельдмана Родина)
Цель урока: научить писать сочинение по данному началу (на основе картины).
Основные этапы работы над сочинением
1. Учащиеся рассматривают картину В. П. Фельдмана «Родина».
2. Учитель проводит беседу по картине, предлагает для обдумывания вопросы и задания:
— Почему картина именно так называется, ведь есть близкие по значению слова отечество, отчизна, страна?
— Что же представляет собой родина солдата?
— Что он видит с лесного холма, за которым спряталась деревня?
— Почему остановился у берёзки, её обняв?
— Куда устремлён его взгляд?
— О чём говорит его одежда и поза?
— О чём боец думает, что чувствует?
— Обдумайте замысел, определите основную мысль сочинения.
— Предположите, кто рассказывает, как он после войны возвращался домой (дед, дядя, сосед, друг вашей семьи).
— Подготовьте рабочие материалы, которые помогут раскрыть замысел сочинения.
— Определите тип, стиль и жанр речи.
— Какие языковые средства в соответствии с темой, основной мыслью, стилем, типом и жанром речи могут быть уместны и целесообразно употреблены в начале, в основной и заключительной частях сочинения?
Рекомендации учителю: в упр. 160, 163, 230, 240 даны тексты, связанные с темой сочинения. Учащиеся могут использовать эти материалы в своих сочинениях.
Учитель предлагает учащимся вести повествование от первого лица, как будто родной дед (или дядя, сосед, друг семьи) рассказывает о том, как он после войны возвращался домой.
Возможное начало: Я лежал в госпитале, когда в начале мая объявили: «Война закончилась!» Все, кто может, — по домам! Настал и мой черёд. И вот я еду... Думаю: как там мой родимый край?
Возможное продолжение: Со мной рядом товарищи. У каждого на родине осталась семья, и они, как и я, хотят поскорее приехать домой. И все боятся того, что, возможно, не к кому возвращаться.
Тяжёлые годы войны пережили и выстояли наши люди. Но, ох горюшко, сколько и в землю народу полегло!..
Приехал я в родное село и решил дойти до дома через берёзовую рощу. С ней у меня связаны тёплые воспоминания: много раз до войны отдыхал там, в тени деревьев, наслаждаясь покоем и ласковым шелестом листвы. Но роща приобрела вид совсем другой: земля изрыта минами; берёзки, что переплетались друг с другом кончиками крон, стоят одинокие и жалостливые. Мне грустно было смотреть на них. Обняв деревце, я представлял, как со своим сыном посажу молодые саженцы, и роща вновь возродится, разрастётся, радуя всех.
Мой сын, моя семья... Что с ними? Я стоял и смотрел на свой дом, боялся, что не узнаю сынишку... Когда я уходил на фронт, Ивану было десять. Жена присылала письма, в которых рассказывала о мальчике. «Сейчас, должно быть, он возмужал», — думал я.
Возможное окончание: Где-то там, за дворами, слышались детские голоса. Мне показалось, что я узнал голос своего сына. Я пошёл к ним навстречу, представляя, как хорошо будет всем вместе, что Ванятку ждёт прекрасная жизнь, которую мы отстояли в этой кровопролитной войне.
3. Девятиклассники рецензируют возможные продолжение и концовку, создают первый вариант своего сочинения, с которым знакомятся учитель и учащиеся. Замечания рецензентов помогают усовершенствовать текст.