Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014
Сложноподчинённое предложение
Урок 38. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них
Цели урока: 1) уяснить, какие сложноподчинённые предложения называются многочленными; познакомить учащихся с видами подчинительной связи в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными (соподчинение — однородное и неоднородное, последовательное), их комбинациями, правилами постановки/ непостановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными; 2) научить определять виды подчинительной связи в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, составлять схемы сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными, правильно ставить необходимые знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений такого типа, обосновывать условия постановки/непостановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.
I. Анализ сочинений по данному началу (на основе картины В. П. Фельдмана «Родина»).
Работа над ошибками, допущенными в сочинении.
II. Повторение материала.
Словарный диктант.
Салон, президиум, гуманизм, труженик, гостиница, прогресс, мозаика, оптимист, пессимист, репетиция, территория, идеалы, конференция, не предполагать, извивающийся, осведомиться.
Далее девятиклассники разбирают по составу слова предполагать, извивающийся, составляют четыре сложноподчинённых предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными, в составленных предложениях используют слова из словарного диктанта.
III. Объяснение нового материала.
Учащиеся анализируют материал на с. 107 — 108, отвечают на вопросы:
— Сколько придаточных в каждом сложноподчинённом предложении?
— К чему присоединяются придаточные в первом сложном предложении? во втором?
— В чём различие в структуре этих сложноподчинённых предложений? Девятиклассники читают теоретический материал на с. 107 — 111.
IV. Закрепление материала.
1. Из упр. 167 учащиеся выписывают сначала многочленные сложноподчинённые предложения с соподчинением, затем с последовательным подчинением, составляют схему каждого предложения.
2. В упр. 168 учащиеся находят сложное предложение, определяют его вид, устно объясняют постановку знаков препинания.
3. Самостоятельная работа (упр. 169).
4. Выборочный диктант.
На доску проецируется текст с пропущенными запятыми.
Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то что он проник в её жизнь и воспел её то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина. Жизнь Пришвина — пример того как человек отрешился от всего наносного навязанного ему средой и начал жить только «по велению сердца». Неизвестно что сделал бы в своей жизни Пришвин если бы он остался агрономом — это была его первая профессия.
Внимательно прочитав всё написанное Пришвиным убеждаешься что он не успел рассказать нам и сотой доли того что превосходно видел и знал.
Для таких мастеров как Пришвин которые могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева осеннем листе мало одной жизни. Сколько же листьев упало унося с собой невысказанные мысли писателя!
(К. Г Паустовский)
Задание: выпишите многочленные сложноподчинённые предложения, расставляя запятые, определите вид подчинительной связи между придаточными предложениями, составьте схемы этих предложений.
Тестовые задания
1. Укажите сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными предложениями.
а) Ему казалось, что он нашёл в Лизе то, что сердце его давно искало.
б) Когда ж под тучею, прозрачна и чиста,
Поведает заря, что минул день ненастья, —
Былинки не найдёшь и не найдёшь листа,
Чтобы не плакал он и не сиял от счастья.
в) Сердце его забилось, ноздри заходили, и он почувствовал во всём своём слабом теле возбуждающий холодок, что всегда бывало с ним в минуту опасности.
г) Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днём увижусь я...
Ответ: а, б, г.
2. Укажите сложноподчинённые предложения с однородным соподчинением.
а) Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
б) Он пошёл в контору, чтобы предупредить, что на работу не выйдет.
в) Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
г) Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.
Ответ: в, г.
3. Укажите сложноподчинённые предложения с неоднородным соподчинением.
а) Погнал я машину прямиком туда, где земля гудит, где бой идёт.
б) Когда она прошла мимо нас, от неё повеяло тем неизъяснимым ароматом, которым дышит иногда записка любимой женщины.
в) Когда Грушницкий открыл рот, чтобы отблагодарить её, она была уже далеко.
г) Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звёздочки.
Ответ: б, в.
V. Домашнее задание: учить теоретический материал в § 28, упр. 170, написать сочинение-миниатюру с грамматическим заданием: употребить сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Темы: «Что даёт мне чтение», «Моё любимое занятие».