Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Сложноподчинённое предложение
Урок 39. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них

I. Проверка домашнего задания.

Первый ученик рассказывает о сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, делая акцент на знаках препинания в них; учащиеся рецензируют монологическую роль отвечающего.

Второй ученик из упр. 170 выписывает второе предложение, расставляет знаки препинания, чертит схему этого предложения, указывает вид подчинительной связи придаточных.

Учащиеся читают сочинения-миниатюры «Что даёт мне чтение», «Моё любимое занятие», называют сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, определяют вид подчинительной связи между ними.

II. Повторение материала.

На доску проецируется таблица.

Таблица 16

Орфограммы

Примеры

1. Проверяемые безударные гласные

2. Непроверяемые безударные гласные

3. Корни с чередованием гласных

4. О — е после шипящих в корнях слов

Учащиеся заполняют таблицу примерами, составляют шесть сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными, употребляя в предложениях примеры слов из таблицы, определяют вид подчинительной связи между придаточными предложениями.

III. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 171 учащиеся составляют схемы сложноподчинённых предложений с однородным соподчинением придаточных.

2. В упр. 172 учащиеся находят предложения с несколькими придаточными, определяют их вид и вид подчинительной связи.

3. Схематический диктант (упр. 173).

Не записывая предложений, учащиеся чертят их схемы, определяют вид подчинительной связи между придаточными предложениями.

4. Конструирование.

Девятиклассники составляют шесть сложноподчинённых предложений, в которых сочетались бы союзы что если, что когда, так что хотя, объясняют расстановку знаков препинания.

Рекомендации учителю: перед выполнением четвёртого задания необходимо напомнить учащимся, что когда союзы что и если, что и когда, так что и хотя и др. окажутся рядом, то запятая между ними ставится. Запятая не ставится, когда далее идёт вторая часть союза — то, так или тем. Учащиеся читают правила на с. 111.

5. Составление предложений по схемам.

6. Диктант «Проверяю себя».

Если вам приходится нелегко, если печаль овладела вашим сердцем, отправляйтесь туда, где у реки, на холме, стоит храм Покрова на Нерли. Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, и вы увидите, как естественно вписано строение в окружающий пейзаж.

Заблуждается тот, кто, увидев храм один раз, считает, что знает его. Эту поэму из камня надо перечитывать многократно, чтобы понять, в чём прелесть этого необыкновенного сооружения.

(Е. П. Осетров)

Грамматическое задание: определите вид подчинительной связи между придаточными предложениями. Составьте схемы этих предложений.

IV. Домашнее задание:

а) выполнить упр. 174 (устно);

б) выписать из произведений художественной литературы восемь сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными, определить вид придаточных и вид подчинительной связи.