Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014
Сложноподчинённое предложение
Урок 39. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них
I. Проверка домашнего задания.
Первый ученик рассказывает о сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, делая акцент на знаках препинания в них; учащиеся рецензируют монологическую роль отвечающего.
Второй ученик из упр. 170 выписывает второе предложение, расставляет знаки препинания, чертит схему этого предложения, указывает вид подчинительной связи придаточных.
Учащиеся читают сочинения-миниатюры «Что даёт мне чтение», «Моё любимое занятие», называют сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, определяют вид подчинительной связи между ними.
II. Повторение материала.
На доску проецируется таблица.
Таблица 16
Орфограммы |
Примеры |
1. Проверяемые безударные гласные |
|
2. Непроверяемые безударные гласные |
|
3. Корни с чередованием гласных |
|
4. О — е после шипящих в корнях слов |
Учащиеся заполняют таблицу примерами, составляют шесть сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными, употребляя в предложениях примеры слов из таблицы, определяют вид подчинительной связи между придаточными предложениями.
III. Тренировочные упражнения.
1. В упр. 171 учащиеся составляют схемы сложноподчинённых предложений с однородным соподчинением придаточных.
2. В упр. 172 учащиеся находят предложения с несколькими придаточными, определяют их вид и вид подчинительной связи.
3. Схематический диктант (упр. 173).
Не записывая предложений, учащиеся чертят их схемы, определяют вид подчинительной связи между придаточными предложениями.
4. Конструирование.
Девятиклассники составляют шесть сложноподчинённых предложений, в которых сочетались бы союзы что если, что когда, так что хотя, объясняют расстановку знаков препинания.
Рекомендации учителю: перед выполнением четвёртого задания необходимо напомнить учащимся, что когда союзы что и если, что и когда, так что и хотя и др. окажутся рядом, то запятая между ними ставится. Запятая не ставится, когда далее идёт вторая часть союза — то, так или тем. Учащиеся читают правила на с. 111.
5. Составление предложений по схемам.
6. Диктант «Проверяю себя».
Если вам приходится нелегко, если печаль овладела вашим сердцем, отправляйтесь туда, где у реки, на холме, стоит храм Покрова на Нерли. Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, и вы увидите, как естественно вписано строение в окружающий пейзаж.
Заблуждается тот, кто, увидев храм один раз, считает, что знает его. Эту поэму из камня надо перечитывать многократно, чтобы понять, в чём прелесть этого необыкновенного сооружения.
(Е. П. Осетров)
Грамматическое задание: определите вид подчинительной связи между придаточными предложениями. Составьте схемы этих предложений.
IV. Домашнее задание:
а) выполнить упр. 174 (устно);
б) выписать из произведений художественной литературы восемь сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными, определить вид придаточных и вид подчинительной связи.