Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014
Сложноподчинённое предложение
Урок 40. Сообщение о происхождении псевдонимов (на основе рассказа Тэффи Псевдоним)
Цели урока: 1) познакомить девятиклассников с особенностями сообщения как информативного жанра; 2) научить делать краткие сообщения о происхождении псевдонимов.
I. Подготовительная работа.
1. Следует предупредить учащихся о предстоящем уроке и предложить им найти сведения о псевдонимах писателей (актёров, политических деятелей и др.).
2. На уроке учитель знакомит учащихся с особенностями жанра сообщения:
а) терминологическая точность;
б) доказательность;
в) логичность и ясность;
г) популярность (простота) изложения.
Рекомендации учителю: следует напомнить девятиклассникам, что сообщение — это информативный жанр учебно-научного стиля.
3. На доску проецируется памятка «Как оценить сообщение».
1) Слушая сообщение, следите за тем, раскрыта ли тема и основная мысль, всё ли изложено последовательно, имеются или отсутствуют чёткие формулировки, есть ли убедительные примеры, их комментарии.
2) Во время сообщения ученика записывайте замечания.
4. Учащиеся знакомятся с историей происхождения слова псевдоним по этимологическому словарю.
Псевдоним. Заимств. в XIX в. из франц., где pseudonyme < греч. pseudonymos (pseudos — ложный и omona — имя).
(Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. — М., 1994.)
В словаре С. И. Ожегова девятиклассники узнают лексическое значение слова.
Псевдоним — вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты. Писать под псевдонимом.
Девятиклассники с указанным словом составляют словосочетания, предложения.
5. Ученики делают устные сообщения о происхождении псевдонимов (на основе рассказа Тэффи «Псевдоним»), класс рецензирует ответы товарищей по памятке.