Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Сложноподчинённое предложение
Урок 41. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения

Цели урока: 1) познакомить учащихся с порядком синтаксического разбора, пунктуационного разбора сложноподчинённого предложения; 2) научить производить устный и письменный синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения.

I. Повторение материала.

На доску проецируется текст с пропущенными орфограммами и пунктограммами.

Луна нам теперь зн..кома (не)плохо появились новые карты и даже лу(н, нн)ый глобус все (не)ровности серебр..(н, нн)ого шара извес..ны (на)перечёт. Перестали быть без..мя(н, нн)ыми горы на (не, ни)видимой его стороне. Марс постепе(н, нн)о раскрывает нам свои загадки. Ведёт(?)ся разведка (В, в)енеры и других планет. Да и (С, с)олнце и звёзды постепен(н, нн)о утрач..вают загадочный ореол.

(Б. Р Ляпунов)

Задания:

1. Озаглавьте текст, определите стиль текста.

2. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания.

3. Объясните графически выбор орфограмм, укажите суффиксы с н или нн.

4. Выпишите слова, в корнях которых написание согласных букв не совпадает с произношением.

II. Знакомство учащихся с планом синтаксического разбора сложноподчинённого предложения на с. 116.

Рекомендации учителю: следует напомнить учащимся, что если в сложноподчинённом предложении более двух придаточных предложений, то необходимо указать способ соединения главного и придаточного: последовательное или параллельное подчинение.

III. Тренировочные упражнения.

1. Из упр. 176 учащиеся выписывают сложноподчинённые предложения и делают их синтаксический разбор.

2. Самостоятельная работа по вариантам.

На доску проецируются тексты для вариантов I и II.

Вариант I

Никогда не думайте, что вы уже всё знаете. И как бы высоко ни оценили вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда. Не давайте гордыне овладеть вами. Из-за неё вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за неё вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за неё вы утратите меру объективности.

(И. П. Павлов)

Вариант II

Будьте настойчивы, упорны, но не упрямы. Не цепляйтесь за свои выводы. Помните, что на свете есть много умных людей, которые могут заметить у вас ошибки. И если они правы, не стесняйтесь согласиться с ними.

(В. А. Обручев)

Задания для вариантов I и II

1. Выпишите из текста сложноподчинённые предложения, укажите вид сложноподчинённых предложений, языковые средства выражения смысловых отношений между главным и придаточным предложениями (интонация, союзы, союзные слова, указательные слова).

2. Сделайте синтаксический разбор сложноподчинённого предложения (по выбору учащихся).

IV. Знакомство учащихся с планом пунктуационного разбора сложноподчинённого предложения на с. 120.

V. Тренировочные упражнения.

1. Из упр. 179 учащиеся выписывают сложноподчинённые предложения, определяют, какие знаки выделения и разделения пропущены, делают пунктуационный разбор двух сложноподчинённых предложений письменно и двух — устно.

2. В упр. 182 производят письменно синтаксический и пунктуационный разбор выделенных предложений.

3. Диктант «Проверяю себя».

Был уже сентябрь. Приближались сумерки. Кто не видел киевской осени, тот никогда не поймёт нежной прелести этих часов.

Первая звезда зажигается в вышине. Осенние пышные сады молча ждут ночи, зная, что звёзды обязательно будут падать на землю и сады поймают эти звёзды, как в гамак, в гущу своей листвы и опустят на землю так осторожно, что никто в городе даже не проснётся и не узнает об этом.

Лиза проводила меня до дому, сунула мне на прощанье розовую липкую конфету и быстро сбежала по лестнице. А я долго не решался позвонить, боясь, что мне попадёт за позднее возвращение.

(К. Г. Паустовский)

Грамматическое задание: произведите письменно синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения (по выбору учащихся).

VI. Домашнее задание: § 29, 30, составить восемь сложноподчинённых предложений на тему «Толковый словарь — картина мира», сделать письменно синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения.