Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Сложноподчинённое предложение
Урок 43. Повторение по теме Сложноподчинённые предложения

Цель урока: обобщить и систематизировать материал по теме, выявить пробелы в знаниях учащихся, подготовить их к контрольному диктанту.

I. Анализ изложений, работа над допущенными ошибками.

II. Фронтальный опрос по контрольным вопросам и заданиям на с. 118:

— Чем различаются сложносочинённые и сложноподчинённые предложения?

— Какие средства связи в сложноподчинённом предложении вы знаете? Что между ними общего и чем они различаются?

— Какова роль указательных слов в сложноподчинённом предложении?

— Какое место по отношению к главному предложению в сложноподчинённом предложении могут занимать придаточные?

— Какие смысловые отношения могут выражаться в сложноподчинённых предложениях в зависимости от их строения?

— Расскажите о видах сложноподчинённых предложений, приведите примеры.

III. Работа с текстом.

Проецируется и выразительно читается текст Н. В. Гоголя «Невский проспект». Учащиеся объясняют выбор синтаксических конструкций, которые помогают автору реализовать свою мысль.

— Найдите в тексте сложноподчинённые предложения, проанализируйте знаки препинания при придаточных предложениях, укажите средства связи в сложноподчинённых предложениях, определите вид сложноподчинённых предложений, составьте их схемы.

Едва только взойдёшь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем. Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него, верно, позабудешь о всяком деле. Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург Кажется, человек, встреченный на Невском проспекте, менее эгоист, нежели в Морской, Гороховой, Литейной, Мещанской и других улицах, где жадность, и корысть, и надобность выражаются на идущих и летящих в каретах и на дрожках. Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга. Здесь житель Петербургской или Выборгской части, несколько лет не бывавший у своего приятеля на Песках или у Московской заставы, может быть уверен, что встретится с ним непременно. Никакой адрес-календарь и справочное место не доставят такого верного известия, как Невский проспект. Всемогущий Невский проспект!

IV. Тренировочные упражнения.

1. Упр. 180 учащиеся выполняют по вариантам.

Вариант I. Они выписывают из первого отрывка рассказа М. А. Булгакова «Похождения Чичикова» два сложноподчинённых предложения и производят их синтаксический разбор письменно и устно.

Вариант II. Девятиклассники выписывают из второго отрывка рассказа М. А. Булгакова «Похождения Чичикова» два сложноподчинённых предложения и производят их синтаксический разбор письменно и устно.

Рекомендации учителю: необходимо провести словарную работу со словами, данными в рамке на с. 123.

Учащиеся записывают в словарь кооператив, электрификация, учитель знакомит учащихся с происхождением этих слов.

1. Кооператив. Заимств. в конце ХIХ в. из нем., где kooperative < франц. cooperatif, восходящего к лат. cooperari — работать сообща, сотрудничать, преф. производного от operari — работать, трудиться.

2. Электрификация. Заимств. в XX в. из франц., где electrification — суф. прозводное от electrique — электрический (суф. ification < i первой основы, глагольного корня, fic, ср. лат. fiacare — делать и суф. -ation < лат. — atio).

(Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. — М., 1994.)

Девятиклассники составляют словосочетания и предложения со словами кооператив, электрификация. Учитель обращает внимание учащихся на постановку ударения в глаголах продал, продала, отнять, отнял, отнял, отняла, отняли, отняли, которые представлены на с. 123 в рамке.

2. Упр. 181. Нужно записать сложноподчинённые предложения, употребляя на месте пропусков соответствующие средства связи: что, который, поскольку, потому что, так как.

3. Выборочный диктант.

На доску проецируется текст К. Г. Паустовского с пропущенными запятыми. Учащиеся выписывают из текста сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, составляют схемы этих предложений, определяют вид придаточных и вид подчинительной связи, расставляют необходимые знаки препинания.

Можно ещё много написать о Мещерском крае. Можно написать что край этот очень богат лесами и торфом сеном и картофелем молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то что она богата что она даёт обильные урожаи и природные её силы можно использовать для нашего благосостояния?

Я люблю Мещерский край за то что он прекрасен хотя вся прелесть его раскрывается не сразу. На первый взгляд — это тихая земля под неярким небом. Но чем больше узнаёшь её тем всё больше начинаешь любить эту обыкновенную землю.

4. Конструирование.

Учащиеся составляют сложноподчинённые предложения разных типов из двух простых предложений.

Наступили каникулы. Я с друзьями поехал отдыхать на Чёрное море.

5. Редактирование.

Нужно записать предложения в исправленном виде, объяснить характер ошибок.

1) На выставке, которая недавно открылась в Москве, показано немало картин, которые свидетельствуют о творческом росте молодых художников.

2) Это произошло в горах, когда они манили туристов своей красотой и величием.

3) Проводник говорил, что давайте возвратимся назад.

4) Ежели в четырёхугольнике диагонали, пересекаясь, делятся пополам, это четырёхугольник — параллелограмм.

Тестовые задания

1. Укажите сложноподчинённые предложения (знаки препинания не расставлены).

  а) Мы бросим жребий кому первому стрелять.

  б) Антон ударил по лошадям и они выехали со двора.

  в) Вижу что комната мало освещена.

  г) Лампада тусклая не гасла не догорала до конца.

  Ответ: а, в.

2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  а) Его койка стояла третьей от окна, и, хотя он заранее выдвинул её к центру палаты, ему предстояло преодолеть огромное пространство.

  б) На задаваемые вопросы он объяснил, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, надо ждать затяжного дождя.

  в) Я зачитался до того, что, когда услышал звон колокольчика, не сразу понял, кто звонит и зачем.

  г) Мои спутники знали, что если нет проливного дождя, то назначенное выступление не отменят.

  Ответ: б.

3. Укажите правильно построенное предложение.

  а) Проехав по дороге, с обеих сторон которой слышалась французская речь, Петя и Долохов направились к костру.

  б) Вожатый дал девочке трудное задание, которой он очень доверял.

  в) Река Днепр, на котором стоит Киев, широкая и полноводная.

  г) Безалаберность — наш злейший враг, которую необходимо ликвидировать.

Ответ: а.

V. Итог урока. Учитель оценивает степень усвоения изученного материала в целом, делает замечания тем, кто ещё недостаточно понял тему, даёт рекомендации или предоставляет это сделать наиболее сильному ученику класса.

VI. Домашнее задание: повторить материал § 18 — 30, упр. 183.