Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014
Сложноподчинённое предложение
Урок 44. Контрольный диктант с грамматическим заданием
Вариант I
Скрипучие половицы
Дом рассохся от старости. Он стоял на поляне в сосновом лесу, и от сосен всё лето тянуло жаром.
Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах сладко пахло скипидаром и белыми гвоздиками, которые в изобилии цвели перед крыльцом. Растрёпанные, высохшие, они напоминали клочья пуха, прилипшего к стебелькам.
Единственное, что раздражало композитора, — это скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.
Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоёт то одна, то другая половица. Это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивали инструменты.
То на чердаке, то в маленьком зале, то в застеклённой прихожей кто-то трогал струны. Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал её. Он напрягал память и вздыхал. Как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! Проиграть незамысловатую песню пересохшего дерева, оконных стёкол с обвалившейся замазкой, ветра, постучавшего веткой по крыше.
Но когда-нибудь всё это он воплотит в своей музыке. (171 слово)
(По К. Г. Паустовскому)
Грамматические задания:
1. Подчеркните придаточные предложения в сложноподчинённых предложениях в первых трёх абзацах (вариант I), в последних двух абзацах (вариант II), охарактеризуйте их.
2. Сделайте синтаксический разбор сложноподчинённого предложения (по выбору учащихся).
Вариант II
В гостях у лётчика
Садились последние машины. Вот прилетел самолёт командира третьей эскадрильи. Кто-то сказал мне, что это лучший лётчик полка. Чтобы не терять попусту время, я решил сейчас же поговорить с ним. Уж очень мне понравился этот открытый, весёлый человек.
Мы двинулись по тропке, протоптанной лётчиками напрямик, через лес. Новый знакомый шёл быстро, порой нагибался, чтобы сорвать на ходу черничину или поймать в горсть гроздь бело-розовых ягод брусники, которую он тут же бросал в рот. Должно быть, он очень устал сегодня, так как ступал тяжело.
Мы пришли в овраг, по обоим скатам которого в пахнущих прелым листом и грибной сыростью дебрях малинника, медуницы, иван-чая были нарыты землянки.
Когда полоска копотного пламени разогрелась в самодельной лампе и осветила землянку, помещение оказалось довольно просторным, уютно-обжитым. Молодые берёзки с не завядшей ещё листвой стояли по углам. От них, от еловых веток, которыми был выстлан пол, шёл густой запах. На столе стоял солдатский котелок, полный лесной малины. В землянке царила влажная прохлада, так убаюкивающе звенели в овраге кузнечики, что, сразу почувствовав во всём теле усталость, мы решили отложить до утра разговоры и малину, за которую было принялись. (174 слова)
(По Б. Полевому)
Грамматические задания:
1. Найдите сложноподчинённое предложение с двумя придаточными: во втором абзаце (вариант I), в последнем абзаце (вариант II) определите вид придаточных и вид подчинительной связи.
2. Сделайте синтаксический разбор сложноподчинённого предложения (по выбору учащихся).