Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Бессоюзное сложное предложение
Урок 45. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях

Цели урока: 1) познакомить учащихся с определением бессоюзного сложного предложения; уяснить, что смысловые отношения между его частями в устной речи выражаются при помощи интонации, на письме — при помощи знаков препинания; 2) научить определять особенности интонации бессоюзных сложных предложений со значением перечисления, сопоставления, причины, пояснения, объяснить, что вне контекста смысловые отношения между частями такого типа сложного предложения допускают различное толкование; научить произносить указанные бессоюзные сложные предложения с интонацией перечисления, сопоставления, предупреждения, устно составлять и произносить с нужной интонацией бессоюзные сложные предложения с названными значениями, передавать с помощью нужной интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять эти смысловые отношения в зависимости от интонации.

I. Работа над ошибками, допущенными в диктанте; их подробный анализ с комментариями.

II. Повторение материала.

На доску проецируется таблица.

Таблица 17

Слова с приставками,

которые пишутся всегда одинаково

которые меняют конечные з — с

написание которых зависит от их значения

Задание: рассмотрите таблицу и впишите в каждую графу по семь примеров, подготовьте рассказ на тему «Правописание приставок».

III. Объяснение нового материала.

1. Учащиеся анализируют материал на с. 126, читают выразительно отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

2. Девятиклассники отвечают на вопросы:

— В каком предложении нарисована общая картина напряжённого боя?

— Каким по строению является это предложение? Сколько в нём простых предложений?

— Какой единой задачей объединены простые предложения в сложном?

— С помощью какого языкового средства соединены простые предложения в одно сложное?

Делается вывод, что в бессоюзном сложном предложении простые предложения объединены только по смыслу и интонационно (без помощи союзов или союзных слов).

Учащиеся читают теоретический материал на с. 127 — 128, знакомятся с особенностями интонации бессоюзного сложного предложения со значением перечисления и сопоставления на с. 128 — 129, со значением причины и пояснения на с. 125.

Девятиклассники знакомятся с происхождением слова контекст, узнают его лексическое значение на с. 130. Далее вывод: вне контекста смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения допускают различное толкование.

IV. Закрепление материала.

1. В упр. 185 учащиеся выразительно читают отрывок из очерка М. Горького под номером 1, затем читают тот же отрывок с внесёнными в него изменениями под номером 2, сравнивают темп произнесения предложений, выделенных в каждом отрывке, определяют, в каких предложениях пауза между частями более длительная, какой отрывок отличается большей эмоциональностью, какие языковые средства влияют на эмоциональную окрашенность текстов.

Рекомендации учителю: следует напомнить учащимся, что при союзной связи смысловые отношения между частями сложного предложения явно выражены, при бессоюзной связи смысловые отношения между частями сложного предложения неявно выражены и должны извлекаться адресатом речи из содержания частей с опорой на общие знания слушающего и говорящего. Интонация в устной речи и знаки препинания в письменной выражают смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

В бессоюзном сложном предложении основным средством связи частей является интонация. Есть и другие средства (порядок следования частей, соотношение видовременных форм глаголов), но они не играют столь важной роли. В связи с этим значительное место нужно уделить интонации, сопоставлению её с пунктуацией и умению выразительно произносить эти конструкции.

Учащиеся должны усвоить, что при чтении бессоюзных предложений со значением перечисления части отделяются друг от друга равными по длительности, но небольшими паузами, голос повышается в конце каждой части предложения, снижается лишь в конце сложного предложения, при чтении бессоюзных сложных предложений со значением сопоставления части имеют одинаковые по силе ударения на словах, особенно важных для противопоставления, первая часть заканчивается небольшим повышением голоса, вторая — понижением, при чтении бессоюзных сложных предложений со значением причины, пояснения первая часть произносится с неспокойным (предупредительным) понижением голоса, после неё имеется значительная пауза, вторая часть заканчивается обычным понижением голоса.

Учащиеся делают вывод, что после вставки союзов во втором отрывке предложения теряют свою первоначальную выразительность (упр. 185).

2. Упр. 186 выполняется устно, читаются выразительно предложения с интонацией перечисления, учитель обращает внимание на особенности интонации: учащиеся повышают голос в конце каждой части предложения, снижают голос лишь в конце сложного предложения. Девятиклассники определяют, что сложные бессоюзные предложения в упр. 186 даны из произведения «Слово о полку Игореве».

Дополнение учителя. Бессоюзные сложные предложения широко употребляются в художественных произведениях и разговорной речи. Они в большинстве своём передают одновременность событий, явлений, фактов, создавая яркие картины природы, общественной жизни, раскрывая внутреннее состояние человека. Особую сжатость и выразительность придают бессоюзные конструкции стихотворной речи.

3. В упр. 187 читаются выразительно пословицы с соблюдением интонации сопоставления. Учитель обращает внимание на особенности интонации: первая часть заканчивается небольшим повышением голоса, вторая — понижением. Учащиеся приводят два-три примера пословиц, выраженных бессоюзными сложными предложениями со значением сопоставления.

Дополнение учителя. В пословицах и поговорках сложные бессоюзные предложения помогают кратко, сжато и лаконично выразить сопоставительные, причинно-следственные, условные и другие смысловые отношения.

4. В упр. 188 читаются выразительно пословицы с причинно-следственными и пояснительными отношениями между частями с соблюдением предупредительной интонации.

5. Конструирование.

На доске записаны три простых предложения:

Солнце садилось. Ветер крепчал. Закат разгорался пурпуром.

Задание: из трёх простых предложений надо составить сначала бессоюзное сложное предложение, в котором простые предложения будут разделены запятыми, потом бессоюзное, в котором есть точка с запятой, сопоставить их и объяснить знаки препинания и стилистическое использование.

Дополнение учителя. Чтобы всё высказывание отличалось живостью темпа речи, предпочтительнее разделить предложения запятой. Использование точки с запятой замедляет темп речи, изменяет стилистическую окраску фразы.

6. Речевая разминка. Учащиеся пишут сочинение-миниатюру «Зимнее утро» с оправданным использованием бессоюзных сложных предложений.

V. Итог урока. Учитель может подвести его в вопросоответной беседе:

— Понятна ли тема?

— Какое самое важное средство связи в данном виде сложных предложений?

VI. Домашнее задание: § 31, 32, упр. 189, 190 (устно), составить восемь бессоюзных сложных предложений на тему «Первый снег».