Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014
Бессоюзное сложное предложение
Урок 46. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
Цели урока: 1) познакомить учащихся с условиями постановки запятой и точки с запятой между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления; 2) научить определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации, различать простые предложения с однородными членами, связанными только перечислительной интонацией, и бессоюзные сложные предложения со значением перечисления, правильно ставить необходимые знаки препинания (запятую, точку с запятой) между частями бессоюзного сложного предложения, обосновывать условия выбора знака препинания между его частями, составлять бессоюзные сложные предложения, между частями которых необходимо ставить запятую и точку с запятой.
I. Проверка домашнего задания.
Первый ученик читает бессоюзные сложные предложения со значением перечисления, причинным, условным (упр. 189), произносит эти предложения с нужной интонацией. Класс оценивает ответ.
Второй ученик читает афоризмы Козьмы Пруткова, выражая с помощью интонации смысловые отношения. Класс рецензирует чтение.
Учащиеся читают составленные дома бессоюзные сложные предложения на тему «Первый снег», учитель следит за произношением предложений, делает замечания, обращает внимание на особенности интонации бессоюзных сложных предложений со значением перечисления, сопоставления, причины, пояснения.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. На доску проецируются предложения с пропущенными буквами и знаками препинания.
1) Люди рады лету а пчела — цвету.
2) Если пч..лы утром играют будет ясный день.
3) Если с ран..его утра пч..лы отправляются за добычей значит будет хороший день.
4) На всякий цветок пчела сади..ся но не (со)всякого цветка поноску б..рёт.
5) Когда летние птиц.. ул..тают (с)ними уходит и лето.
Задания:
1. Запишите предложения, расставляя знаки препинания и пропущенные буквы.
2. Составьте схему каждого предложения.
III. Объяснение нового материала.
На доске записаны предложения.
1) Солнце не показывалось четыре дня, ураганный ветер перемешивал солёную водяную пыль с потоками проливного дождя. (И. А. Ефремов)
2) Вдруг вся физиономия волка изменилась; он вздрогнул, увидав ещё, вероятно, никогда не виданные им человеческие глаза, устремлённые на него. (Л. Н. Толстой)
Учащиеся выразительно читают предложения, соблюдая особенности интонации, определяют смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, объясняют постановку знаков препинания. Девятиклассники делают вывод, что в первом предложении части сложного предложения обозначают перечисление одновременных явлений. Запятая требует прочтения с короткими паузами между предложениями.
Интонация второго предложения отличается от предшествующего: точка с запятой предполагает значительную паузу и понижение голоса между его частями. Предложение читается в замедленном темпе, спокойным и несколько пониженным голосом.
Рекомендации учителю: обратите внимание на то, что главным признаком, определяющим выбор запятой или точки с запятой, являются смысловые отношения между частями сложного предложения и степенью их распространённости, что иногда точка с запятой ставится и в том случае, когда внутри частей бессоюзного сложного предложения нет знаков препинания из-за слабой связи частей по смыслу, более самостоятельных по отношению друг к другу.
Девятиклассники читают теоретический материал на с. 131 — 132.
IV. Закрепление материала.
1. Выборочный диктант по упр. 191.
Учащиеся выписывают из упр. 191 сначала простые предложения с однородными членами, а затем бессоюзные сложные предложения, расставляют пропущенные знаки препинания.
2. Конструирование.
В упр. 193 конструируются предложения следующих типов:
а) простое предложение с однородными членами (без союзов);
б) бессоюзное сложное предложение, между частями которого надо поставить запятые;
в) бессоюзное сложное предложение, между частями которого надо поставить точку с запятой.
3. Лингвистический эксперимент.
На доску проецируются сложные бессоюзные предложения из произведения М. Ю. Лермонтова.
1) Раз, осенью, пришёл транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти.
2) По обеим сторонам дороги торчали голые, чёрные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники.
3) Сакля была прилеплена одним боком к скале; три скользкие, мокрые ступени вели к её двери.
4) Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман, едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить.
Задания:
1. Выясните смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений, обоснуйте постановку точки с запятой.
2. Вставьте в предложения союзы, определите, какие изменения проявились в предложениях.
Девятиклассники делают вывод, что после вставки союзов предложения теряют свою первоначальную выразительность.
Тестовые задания
1. Укажите бессоюзное сложное предложение.
а) Это путешествие, я надеюсь, вам понравится.
б) Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.
в) Нынче жарко, парит, на дворе тепло.
г) Днём жарко, весело, в голубом небе круглятся белые облака.
Ответ: в, г.
2. Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором между простыми предложениями следует поставить запятые.
а) Заря прощается с землёю
Ложится пар на дне долин
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
б) Только песне нужна красота
Красоте же и песен не надо.
в) Соловей поёт себя тешит.
г) Было так из тьмы глубокой,
Огненный взметнув клинок,
Луч прожектора протоку
Пересёк наискосок.
Ответ: а, б.
3. Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором между простыми предложениями следует поставить точку с запятой.
а) Прошумели весенние воды
Загремели весёлые грозы
В одеяньях воскресшей природы
Расцвели гиацинты и розы.
б) Она [Настя] с усилием подняла глаза и тотчас отвела их Гоголь смотрел на неё, усмехаясь.
в) Река вьётся вёрст на десять, тускло синея сквозь туман за ней водянисто-зелёные луга.
г) А когда снова увидел свою картину, не поверил глазам вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнажённая земля.
Ответ: в.
V. Домашнее задание: § 33, упр. 194.