Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Повторение изученного в 5 - 8 классах
Урок 4. Простое предложение и его грамматическая основа

Цели урока: 1) повторить виды предложений по наличию главных членов (односоставные, двусоставные), виды односоставных предложений, способы выражения главного члена в односоставных предложениях, виды сказуемого; 2) научить разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена в односоставных предложениях, вид сказуемого; 3) совершенствовать пунктуационные навыки учащихся.

I. Опрос. Варианты опроса с учётом дифференциации.

Один ученик из первой группы записывает на доске таблицу из упр. 23 на с. 16.

Второй ученик записывает более употребительные эквиваленты к иноязычным словам саммит, дайджест, сленг, дисплей, рейтинг, шоу, инвестиция.

Третий ученик читает текст, подтверждающий мысль В. Г. Костомарова о «размытости границ» между стилями текста.

II. Актуализация опорных знаний учащихся в форме вопросно-ответной беседы.

— Что такое предложение?

— Чем оно отличается от словосочетания?

— Как связываются слова в словосочетании и предложении?

— Какие виды односоставных предложений, способы выражения главного члена в односоставных предложениях вы знаете?

— Расскажите о знаках препинания при однородных членах предложения.

III. Работа над темой урока (по учебнику).

1. В упр. 28 на с. 18 девятиклассники записывают текст К. Г. Паустовского, расставляют знаки препинания, подчёркивают грамматическую основу, находят однородные члены, составляют их схемы.

Рекомендации учителю: в слабом классе следует повторить особенности однородных членов (отвечают на один вопрос, являются одинаковыми членами предложения, относятся к одному члену предложения или поясняются одним членом предложения, равноправны друг другу и соединены между собой сочинительной связью, произносятся с соответствующей интонацией).

2. Перед выполнением упр. 29 следует повторить тему «Тире между подлежащим и сказуемым» по таблице.

Таблица 4

В упр. 29 учащиеся записывают стихотворные строки В. И. Кочеткова, подчёркивая грамматические основы предложений и ставя тире между подлежащими и сказуемыми, чертят схемы сложных предложений.

3. Учащиеся выполняют упр. 31, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы, подчёркивают грамматические основы, определяют вид сказуемого, тип односоставных предложений.

Рекомендации учителю: перед выполнением упр. 31 необходимо повторить основные группы односоставных предложений по таблице.

Таблица 5

Вид предложения

Форма выражения главного члена

Примеры

Назывные (номинативные)

Выражен существительным в И. п. или сочетанием числительного с существительным

Май. Одиннадцать часов ночи.

Определённо личные

Выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного или 2-го лица повелительного наклонения

Замечаю под крышами голубоватые сосульки.

А приглядитесь к снегу!

Неопределённо-личные

Выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени либо глаголом во множественном числе в прошедшем времени и условном наклонении

Газеты доставляют по утрам. Сообщили бы заранее о резком похолодании.

Безличные

Выражен безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении, неопределённой формой глагола, кратким страдательным причастием в форме среднего рода, категорией состояния, существительным в Р. п. с частицей ни или не

Зимой рано смеркается. В темноте ничего не разглядеть. В подъезде пока ещё слабо освещено. Тихо вокруг. Рядом ни души.

IV. Контроль за пониманием темы.

Тестовые задания

1. Какое из предложений является назывным?

  а) Вы, я вижу, любите природу.

  б) Неудача не смутила фигуриста.

  в) Вот деревенская улица.

  г) Приветствую тебя, пустынный уголок!

  Ответ: в.

2. Укажите глагол, который не может быть сказуемым в неопределённо-личном предложении.

  а) носят

  б) не рассказали

  в) прочитают

  г) посмотрю

  Ответ: г.

3. Найдите ошибку в характеристике предложения.

  Дела словом не заменить.

  а) простое

  б) односоставное

  в) безличное

  г) распространённое

  Ответ: в.

4. В каком предложении сказуемое выражено безличной формой личного глагола?

  а) Нельзя перегибать страницы книги.

  б) Под ногами у меня приятно поскрипывало.

  в) Исхода нет.

  г) Мне было весело вдохнуть свежесть лесов.

  Ответ: б.

5. Укажите определённо-личное предложение.

  А) На обратном пути ему пришлось пережить маленькое приключение.

  б) Кругом не было ни души.

  в) Верь в свой народ, создавший могучий русский язык.

  г) Пьера с другими преступниками привели на правую сторону Девичьего поля.

  Ответ: в.

▼ Задание творческого характера. Напишите сочинение-миниатюру «Осень в парке», используя для описания природы односоставные предложения.

V. Подведение итогов работы.

VI. Домашнее задание дифференцированного характера:

а) первая группа учащихся выполняет упр. 30 на с. 19 письменно;

б) вторая группа учащихся составляет текст на тему «Дисциплина — свобода или необходимость?», используя односоставные предложения.