Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Повторение изученного в 5 - 8 классах
Урок 5. Предложения с обособленными членами

Цели урока: 1) повторить содержание понятия обособления, интонацию обособления, виды обособленных предложений, условия обособления, необособления согласованных и несогласованных определений, способы выражения обособленных обстоятельств, условия их обособления, необособления; 2) научить находить определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, объяснять устно и графически условия обособления, необособления определений и обстоятельств; 3) систематизировать и обобщить знания учащихся о предложениях с обособленными членами, повторить правописание гласных и согласных в корне слова.

I. Дифференцированный опрос.

Один ученик читает текст на тему «Дисциплина — свобода или необходимость?», указывая виды односоставных предложений, класс коллективно рецензирует ответ. Другой ученик пишет на доске отрывки из «Прощальной песни» (упр. 30), написанной Антоном Дельвигом, подчёркивает главный член в определённо-личных односоставных предложениях, указывает слова, грамматически не связанные с предложением, рассказывает о пунктуации при них.

II. Повторение теоретических сведений по теме «Предложения с обособленными членами».

Беседа с учащимися.

— Что такое обособление?

— Назовите условия обособления согласованных и несогласованных определений.

— Назовите способы выражения обособленных обстоятельств, условия обособления.

— В чём особенность обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами?

— Как выражается интонация обособления?

III. Работа с учащимися по учебнику.

1. В упр. 32 на с. 20 учащиеся аргументируют постановку запятых, переписывают, вставляя пропущенные буквы, находят уточняющие обстоятельства и вводные слова.

Рекомендации учителю: в слабом классе можно предложить учащимся таблицы по теме «Предложения с обособленными членами».

Таблица 6

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями и приложениями)

Выделяются запятыми

Примеры

1. Любые определения и приложения (независимо от степени их распространённости и местоположения), если они относятся к личному местоимению

Дружившие с детства, они никогда не расставались. Они, агрономы, поехали работать в село.

2. Согласованные распространённые определения и приложения, если они стоят после определяемого существительного

Ягоды, собранные детьми, были вкусны. Дед, участник военных действий, знал всё о том далёком времени.

3. Два или несколько однородных согласованных нераспространённых определений, стоящих после определяемого существительного

Ветер, тёплый и ласковый, разбудил цветы на лугу.

4. Согласованные определения и приложения (стоящие перед определяемым существительным), если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и др.)

Измученные тяжёлой дорогой, ребята не могли продолжить путешествие (причина).

5. Согласованные приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяемого слова — существительного собственного.

Исключение: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу и в произношении

Возглавлял отряд Сергей Смирнов, опытный разведчик.

В отрочестве я зачитывался книгами Дюма-отца.

Таблица 7

Знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями

Выделяются запятыми

Примеры

1. Любые приложения (независимо от степени их распространённости и местоположения), если они относятся к личному местоимению

Оно, «Слово...», по своей поэтической мощи не имеет ничего равного в древней русской литературе.

2. Распространённые приложения, если они стоят после определяемого существительного

Сестра, студентка второго курса мединститута, уже даёт советы соседке.

3. Приложения, стоящие перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и др.)

Смелый охотник, хорёк нападает на животных и крупнее его.

4. Распространённые приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяемого слова — существительного собственного.

Исключение: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу и в произношении

Тренером команды назначен Лучников, бывший нападающий.

Вскочил Иван-царевич на лихого коня да и был таков.

5. Обособляются приложения с союзом как, если имеют оттенок причинности

Не обособляются приложения, если союз как имеет значение «в качестве» или приложение с этим союзом характеризует предмет с какой-либо одной стороны

Как истинный поэт, Некрасов любим своим народом.

Все знают Женю как надёжного друга.

2. В упр. 34 девятиклассники определяют тип текста, графически отмечают причастные обороты, называют условия обособления, читают выразительно текст, соблюдая эти условия. Учащиеся отвечают на вопрос, как понимают выражение «проснувшимся Везувием». Морфологический разбор причастий выполняют по вариантам:

а) I вариант — морфологический разбор действительного причастия;

б) II вариант — морфологический разбор страдательного причастия.

Рекомендации учителю: обратите внимание учеников на то, что обособленные члены предложения выделяются интонацией, чем подчёркивается их особое значение среди других второстепенных членов как средства усиления выразительности речи. Интонация обособления выражается ударением, паузами, убыстрением темпа.

В случае затруднения при выполнении морфологического разбора причастий учащиеся пользуются планом разбора на с. 196 учебника. При объяснении выражения «проснувшимся Везувием» можно обратиться к материалам энциклопедического справочника: Везувий — действующий вулкан в Италии высотой 1277 м. Вулкан — коническая гора с кратером на вершине, через который из недр земли время от времени извергается огонь, лава, пепел.

3. В упр. 36 ученики записывают предложения, обозначая графически причастные и деепричастные обороты, расставляют запятые, соблюдая условия обособления определений и обстоятельств, объясняют, какие из причастных оборотов не являются обособленными, подбирают из текста:

IV. Контроль за пониманием темы.

Первая группа учащихся (слабоуспевающая) списывает текст (он размножен в количестве, соответствующем числу слабоуспевающих в классе), вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы, графически обозначая выбор орфограммы, выделяя запятыми и обозначая графически обособленные члены предложения.

Текст для первой группы.

Зимой 1825 года Пущин пр..вёз ссыльному Пушкину в Михайловское затеря..ное в снегах и м..телях рукописный список комедии Грибоедова «Горе от ума». Комедия начавшая своё изус..ное триумфальное ше..твие по Росси.. была встрече..а молодыми силами русского общества с л..- кованием. Россия выстр..дала героя (бунтаря) предвес..ника нового пок..ления и поэтому каждое обл..чительное слово Ча..кого нах..дило взрывной отклик в прогрессивной Росси.. . Голос Ча..кого, ум Ча..кого, страсть Ча..кого это голос ум и страсть самого Грибоедова но не только: устами Ча..кого говорила вся прогрессивная Россия.

(По Н. К. Доризо)

Вторая группа учащихся (сильная) выполняет задание творческого характера: написать текст, используя в качестве зачина предложение Прогуливаясь в парке, можно любоваться очаровательными кронами деревьев, вырисовывающимися на фоне осеннего неба.

В готовом тексте следует обозначить графически обособленные члены предложения.

Тестовые задания

1. Укажите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).

  а) Утомлённый долгой речью я закрыл глаза и заснул.

  б) Он нетерпеливо теребил снятую с правой руки перчатку.

  в) Струйки дыма вились в ночном воздухе полном влаги и свежести моря.

  г) Солнце великолепное и яркое поднималось над морем.

  Ответ: а, в, г.

2. Найдите предложение, в котором не надо обособлять приложение (знаки препинания не расставлены).

  а) Инженер по образованию Алексей Иванович увлекался садоводством.

  б) Бунина большинство знает как прозаика.

  в) Вот она северная ночь нарядная затянутая серебристой дымкой.

  г) Наши любимицы берёзки стайками росли на опушке леса.

  Ответ: б.

3. Какое из данных обстоятельств в предложении не будет обособляться?

  а) смотрел не сводя глаз

  б) слезает рукой опершись на седло

  в) взвилась рассекая потёмки

  г) мчится погоняя свои салазки

  Ответ: a.

  V. Подведение итогов урока.

  VI. Домашнее задание дифференцированного характера:

  а) упр. 35 на с. 20 (для слабоуспевающих учащихся);

б) подготовить связный рассказ на тему «Предложения с обособленными членами» (для всех);

в) написать сочинение по заданию в упр. 37 на с. 21 (для более подготовленных учащихся).