Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Повторение изученного в 5 - 8 классах
Урок 6. Обращения, вводные слова и вставные конструкции

Цели урока: 1) повторить способы выражения обращения, правила выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме, группы вводных слов по значению, виды вводных предложений (односоставные/ двусоставные), правила выделения вводных слов, предложений в устной речи (интонация вводности) и на письме; вспомнить, что такое вставные конструкции, их назначение, правила выделения вставных конструкций в устной речи и на письме; 2) уметь находить обращение в предложении, определять способ его выражения, находить вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции, производить выбор нужных знаков препинания, выделять на письме обращения, вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции, объяснить устно и графически условия их выделения; 3) упрочить навыки правописания орфограмм, изученных в 5—7 классах.

I. Опрос. Варианты опроса с учётом дифференциации.

Один ученик записывает на доске предложения с обособленными членами из упр. 35, обозначает графически обособленные члены предложения, подчёркивает грамматические основы в сложных предложениях, выписывает из третьего отрывка словосочетания с подчинительной связью — примыканием.

Учащиеся читают составленные дома тексты по заданию в упр. 37, указывают обособленные члены предложения, объясняют условия их обособления, называют языковые средства, которые обеспечивают связность текста, особенности соотношения начала и конца текста.

II. Повторение необходимых теоретических сведений по теме «Обращения, вводные слова и вставные конструкции». Учащиеся отвечают на вопросы:

— Что такое обращение и для чего оно служит?

— Какими знаками препинания выделяется обращение?

— Сколько есть способов выражения обращения и правил выделения обращения в устной речи и на письме? Перечислите те и другие.

— Являются ли обращения членами предложения?

— Что могут обозначать вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения?

— Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения?

— Сколько существует групп вводных слов по значению? Назовите.

— Какими знаками препинания выделяются вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения?

— Какое значение имеет интонация вводности?

— Какие вы знаете виды вводных предложений?

— Что такое вставные конструкции? Чем они отличаются от вводных?

— В каких случаях вводные предложения и вставные конструкции выделяются с помощью тире?

Рекомендации учителю: следует обратить внимание на способы выражения обращения, правила выделения их в устной речи и на письме, правила выделения вводных слов и предложений в устной речи и на письме, научить подбирать примеры, иллюстрирующие назначение вставных конструкций, выделять вставные конструкции в устной речи и на письме, находить в тексте обращения, вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции, производить выбор нужных знаков препинания, объяснять устно и графически условия их выделения.

В классе со слабой подготовкой можно использовать таблицы 8, 9, 10.

Таблица 8

Особенности обращения

Примеры

1. Имеет форму И. п., произносится с особой, звательной интонацией

Пётр, не забывайте нас.

2. Различаются нераспространённые и распространённые обращения

Берёза (нераспростр.), о тебе я в тропических чащах скучал.

Берёза родная (распростр.), со стволом серебристым, о тебе я в тропических чащах скучал. (К. Д. Бальмонт)

3. В разговорной речи выражено одушевлёнными существительными, прилагательными или причастиями (в значении существительных). В художественной речи возможно использование неодушевлённых существительных

Отпусти ты, старче, меня в море! (А. С. Пушкин) Что ты рано в гости, осень, к нам пришла. (А. Н. Плещеев)

4. Может стоять в начале, в середине и в конце предложения

Папа, приезжай скорей. Соберите, пожалуйста, тетради, дежурные. Сегодня, дети, пойдём в музей.

Таблица 9

Знаки препинания при обращении

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с особым чувством, то отделяется восклицательным знаком, а предложение начинается с прописной буквы: Москва! Москва!

Люблю тебя как сын.

(М. Ю. Лермонтов)

Если перед обращением стоит частица о и сливается с ним в произношении, то запятой она от него не отделяется:

Как хорошо ты, о море ночное!

(Ф. И. Тютчев)

Таблица 10

Группы вводных слов по значению

1. Различная степень уверенности:

большая: разумеется, действительно, конечно, безусловно, бесспорно и др.;

меньшая: возможно, вероятно, кажется, пожалуй, очевидно, может быть и др.

Конечно, поездка понравилась всем.

Кажется, вы уже приходили вчера?

2. Различные чувства: к счастью, на радость, удивительное дело, к досаде, как нарочно, к сожалению и др.

Как нарочно, дождь льёт вторые сутки.

3. Порядок мыслей и их связь: во-первых, далее, стало быть, как было сказано, между прочим, одним словом, следовательно, итак, наоборот и др.

Вы взяли частный случай и возвели в общее правило, стало быть, клеветали. (Ф. М. Достоевский)

4. Источник сообщения (кому принадлежит оно): как известно, по сообщению (кого-либо), по мнению, по-вашему, по сведениям, по слухам и др.

По сообщению синоптиков, погода должна улучшиться.

5. Замечание о способах оформления мыслей: одним словом, иными словами, как говорят, прямо скажем, так сказать и др.

Как говорится, дело мастера боится.

  III. Работа по учебнику.

1. В упр. 38 девятиклассники записывают поэтические строки А. С. Пушкина, вставляя пропущенные слова и словосочетания, а также знаки препинания. Учитель делает акцент на постановке знаков препинания при обращении, ученики указывают обращения, рассказывают о знаках препинания при них.

2. В упр. 39 идёт поиск вводных слов и вставных конструкций. Учитель обращает внимание на интонацию вводности в устной речи, признаки отличия вводных и вставных конструкций. Далее учащиеся списывают текст, расставляя пропущенные знаки препинания.

IV. Закрепление материала и контроль за пониманием темы.

1. Самостоятельная работа.

Проецируются предложения из произведений А. С. Пушкина. Учащиеся списывают их, расставляя пропущенные знаки препинания, указывают обращения.

1) Прощай красавица моя кумир мой прекрасное моё сокровище когда же опять тебя увижу?

2) Чем же нам и жить душа моя под старость нашей молодости как не воспоминаниями?

3) Поэта дом опальный О Пущин мой ты первый посетил.

4) Скажи мне кудесник любимец богов Что сбудется в жизни со мною?

2. Текстовый диктант на разграничение вводных и вставных конструкций по вариантам.

Задания:

1. Перепишите тексты, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и раскрывая скобки.

2. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку, укажите вводные и вставные конструкции.

Вариант I

Так или иначе постоян..ые и длительные б..седы с ним были инт..ресны. Как всегда пр..вл..кала лё..кость взаимоп..нимания иногда с (полу)слова (с)намёка позволяющая свободно отдават..ся течению мысли. И всё же порой он остро сож..лел о своём одиноч..стве о своих мучит..льных и гор..стных раздум..ях пусть столь д..лёких от его логики и яс..ности. Особен..о (н..)пр..ятно было чу..ствовать давление даже какое(то) пос..гательство по всей вероятности (не)осознан..ое на свою духовную самостоятельность. (Н..)потому ли в б..седах и спорах всё чаще прорывалось р..здр..жение иногда даже по мелкому поводу?

(Д. Д. Брегова)

Вариант II

Лошади мои сб..жав с пр..горка маленькою рысью продолжали путь тем же ровным шагом, какой принят был ими при выезд.. из станц.. . Углублён..ый в размышления о скорой и исправной нашей русской езде коей как гл..сят многие п..чатные книги нет подобной в целой (Е, е)вроп.. я было забыл о тучах надо мною в..севших, как вдруг полившийся крупный дождь выв..л меня из задумчивости. Верх моей к..ляски пр..знат..ся (не)много подерж..ной поднять было (не)возможно, и потому я закутавшись крепко в шинель должен был для охр..нения себя от дождя ограничиват..ся ж..ланием, что(б) (не)погода пр..кратилась.

(А. Погорельский)

Тестовые задания

1. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены).

  а) Пусть для вас сияет солнце.

  б) Шумит шумит высокая пшеница.

  в) Ты помнишь ли былое Неман?

  г) Гори вовеки нерушимо тот добрый жар у вас в груди.

  Ответ: в.

2. Найдите лишнее значение вводных слов.

  а) большая или меньшая степень уверенности

  б) порядок мыслей и их связь

  в) источник сообщения

  г) сравнение

  Ответ: г.

3. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

  а) Дождь, казалось, зарядил надолго.

  б) К несчастью частые дожди мешали успешному сбору урожая.

  в) По народному поверью аист стережёт счастье, не подпускает беду.

  г) Дождь прекратился, но должно быть временно: лохматые тучи крутились низко, прямо над вершинами влажного леса.

  Ответ: б, в, г.

V. Домашнее задание дифференцированного характера (по выбору учащихся):

а) написать письмо, используя обращения, вводные и вставные конструкции;

  б) выполнить упр. 40 на с. 22;

в) написать рецензию на какую-нибудь статью или брошюру, включая в текст вводные и вставные конструкции.