Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Сложное предложение с различными видами связи
Урок 55. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи

Цели урока: 1) познакомить учащихся с порядком синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи; 2) научить производить синтаксический и пунктуационный разбор (устный и письменный) указанного типа предложения.

I. Проверка домашнего задания.

Первый ученик делает сообщение о знаках препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Класс рецензирует его сообщение.

Второй ученик выполняет на доске упр. 217.

Третий ученик анализирует текст в упр. 217 по плану.

1) Тема текста.

2) Основная мысль текста.

3) Структура (композиция текста, основные его части).

4) Тип текста.

5) Стиль текста.

6) Языковые особенности текста.

Учащиеся слушают, делают замечания.

II. Повторение материала. На доске записаны слова с пропущенными буквами.

Счаст..е, раз..ярённый, заяч..и, пред(?)экзаменационный, с..ёжиться, наслажден..е, раз(?)общить, об..езженная, под..ёмный, в..юга, под(?)язычный, с(?)экономить, солов..иный.

Задания:

1. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы, графически обозначьте орфограмму, расскажите, в каких случаях пишется разделительный ь, в каком — ъ.

2. Составьте шесть многочленных сложных предложений с различными видами связи, используйте слова с орфограммой «Разделительные ъ и ь».

III. Знакомство с планом синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи.

Учащиеся читают план синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи на с. 153, анализируют образцы синтаксического и пунктуационного разбора (устного и письменного), запоминают порядок разбора.

IV. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 218 учащиеся производят устный синтаксический и пунктуационный разбор первого и второго предложений, письменный — третьего и четвёртого предложений.

2. На доску проецируются многочленные сложные предложения из произведений Ф. И. Тютчева с пропущенными знаками препинания.

  1) Украдкою в моё окно

  Глядело бледное светило

  И мне казалось что оно

  Мою дремоту сторожило.

  2) Как весел грохот летних бурь

  Когда взметая прах летучий

  Гроза нахлынувшая тучей

  Смутит небесную лазурь

  И опрометчиво-безумно

  Вдруг на дубраву набежит

  И вся дубрава задрожит

  Широколиственно и шумно.

Задание: спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания, сделайте письменный синтаксический и пунктуационный разбор первого предложения.

3. Диктант «Проверяю себя» с грамматическим заданием.

Эти берёзы и сосны становятся всё неприветливей; они хмурятся, собираясь толпами всё плотнее и плотнее. Идёт молодой лёгкий снежок, но от сплошных чащей в вагонах темнеет, и кажется, что хмурится и погода. Омрачается и радость возвращения к тихому лесному дню... Новая дорога всё дальше уводит в новый, ещё неизвестный мне край России, и от этого я ещё живее чувствую то, что так полно чувствовалось в юности: всю красоту и всю глубокую печаль русского пейзажа, так нераздельно связанного с русской жизнью. Новую дорогу мрачно обступили леса и как бы говорят ей:

— Иди, иди, мы расступаемся перед тобою. Но неужели ты снова только и сделаешь, что к нищете людей прибавишь нищету природы? (111 слов)

(И. А. Бунин)

Грамматическое задание: сделайте письменный синтаксический и пунктуационный разбор многочленного сложного предложения (по выбору учащихся).

4. Конструирование.

На доску проецируются схемы.

Задание: составьте многочленные сложные предложения по предложенным схемам, расскажите о видах связи между предикативными частями.

5. Сочинение-миниатюра на тему «Дружба в жизни человека» с использованием многочленных сложных предложений.

V. Домашнее задание:

а) § 39;

б) выписать из упр. 219 многочленные сложные предложения, составить схемы этих предложений.