Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Сложное предложение с различными видами связи
Урок 54. Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи

Цели урока: 1) познакомить учащихся с правилами постановки / не постановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи; 2) научить находить границы частей многочленных сложных предложений с различными видами связи, производить выбор необходимого знака препинания, правильно ставить знаки препинания и обосновывать их выбор между частями многочленных сложных предложений с различными видами связи.

I. Проверка домашнего задания.

Первый ученик рассказывает о многочленных сложных предложениях, учащиеся рецензируют ответ.

Второй ученик выписывает из упр. 214 сложное предложение с различными видами связи, составляет схему, устно объясняет знаки препинания в упр. 214.

Третий ученик читает шесть многочленных сложных предложений из произведений В. В. Набокова. Класс также оценивает ответ.

II. Орфографическая работа.

На доске записаны словосочетания.

Притяжательное прил..гательное, пров..сти к..сательную, (не)лепое предпол..жение, разг..ревшееся пламя, возл..гать надежды, выб..рать президиум, бл..стательное достижение, пор..вняться с колонной, соприк..сновение проводов, тёмно-зелёные водор..сли, ср.щение костей, непром..каемый плащ, повелительное накл..нение.

Задание: списать словосочетания, вставляя пропущенные буквы, обозначить орфограммы, сделать синтаксический разбор словосочетания (по выбору).

III. Объяснение нового материала.

1. Учащиеся анализируют материал, записанный на доске.

а) Глаза у неё были молодые, блестящие, и когда она во время работы надевала очки, то глаза становились совсем круглыми и даже чуть озорными, как у подростка.

б) Жар струился от камней, и, если смотреть вдоль пляжа, казалось, это не воздух колеблется над камнями, а шевелятся сами валуны. (А. Т. Коновко)

2. Девятиклассники записывают в тетрадь многочленные сложные предложения, отвечают на вопрос:

— Как ставятся знаки препинания, если в многочленных сложных предложениях рядом окажутся сочинительный и подчинительный союзы?

Ученики анализируют записанные многочленные сложные предложения и делают вывод, что если в многочленных сложных предложениях рядом окажутся сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между союзами ставится. Не ставится она между союзами в том случае, если после придаточного есть вторая часть составного подчинительного союза — то, так, тем.

Учащиеся читают теоретический материал на с. 150 — 151, § 38.

IV. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 215 списываются многочленные сложные предложения, расставляются знаки препинания, подчёркиваются грамматические основы.

2. Самостоятельная работа (упр. 216).

3. Предупредительный диктант.

1) Какой-то молодой человек без шапки, со свёртком в руке стоял на тротуаре и, когда карета поравнялась с ним, вдруг бросил свёрток под ноги лошади. (Ю. Я. Трифонов)

2) Книг он, вообще сказать, не любил читать; а если заглядывал иногда в гадательную книгу, так это потому, что любил встречать там знакомое, читанное уже несколько раз. (Н. В. Гоголь)

3) Троица стала двигаться к выходу из зала, и, когда она почти приблизилась к дверям, в помещение вошли два человека в синей униформе... (А. А. Глебов)

4) Я совершенно не мог противиться его обаянию, и, когда он улыбался мне, я непроизвольно растягивал губы в ответной улыбке и чувствовал себя абсолютно счастливым. (А. Маринина)

5) Внутри ателье оказалось вполне приличным, а если судить по количеству всяких грамот, развешанных аккуратно по стенам, то и просто выдающимся. (А. П. Адамов)

6) Медвежонок, привыкший к жизни среди людей, немного поворчал, но, когда ему дали большую свежую рыбину, занялся лакомством и вновь перестал обращать внимание на собравшийся народ. (М. М. Семёнова)

Тестовые задания

1. Укажите, какой знак следует поставить в предложении на месте знака вопроса.

Солнце светит так, что? если закрыть на минуту глаза, сквозь закрытые плотно веки видишь пламенную завесу пожара.

а) двоеточие

б) точку с запятой

в) запятую

г) тире

  Ответ: в.

2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) И когда я уезжал, старуха вынесла мне гуся и что-то ещё, завёрнутое в холщовую тряпицу.

б) Думал я, что, если не случится в этот час перемены, то судье уток не стрелять этим утром.

в) Петька очень боялся идти в воду, но когда вошёл, то не хотел вылезать из неё и делал вид, что плавает.

г) Но в этом болоте невозможно было стоять, потому что, когда в первые морозы оно покрылось слоем льда, вода подо льдом понизилась, и так образовался лёд- тощак.

Ответ: б.

3. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).

Вечером перед закатом солнца сидел он над прудом широкое пространство вод отражало в себе чистое небо и наш ребёнок задумался...

а) сложносочинённое

б) сложноподчинённое

в) бессоюзное сложное

г) многочленное сложное

Ответ: г.

Домашнее задание: § 38, упр. 217.