Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Сложное предложение с различными видами связи
Урок 53. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложном предложении

Цели урока: 1) уяснить, какие сложные предложения называются многочленными (многочленами), какими видами синтаксической связи соединяются многочленные предложения; 2) научить находить многочленные сложные предложения, определять в них виды синтаксической связи, соотносить указанные многочленные сложные предложения с данными схемами, составлять схемы указанных предложений, правильно ставить необходимые знаки препинания между частями сложных предложений разных типов.

I. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

II. Повторение орфографии.

На доске записаны слова с пропущенными буквами.

Демонстрац..я, ц..тата, ц..фры, страниц(ы, и), отличниц(ы, и), умниц(ы, и), ц..ркуль, сестриц..н, репетиц..я, ц..рк, ц..почки, ц..ган, ц..плёнок, акац..я.

Учащиеся записывают слова, вставляя пропущенные буквы, обозначают графически орфограмму, рассказывают о правилах употребления букв ы — и после ц.

В случае затруднения можно обратиться к списку «Виды орфограмм, изученных в 5 — 7 классах», графическое обозначение орфограммы «Буквы ы — и после ц» дано на с. 194 под номером 15.

Девятиклассники составляют по два сложносочинённых, сложноподчинённых, сложных бессоюзных предложения, используют по возможности во всех предложениях слова с указанной орфограммой.

III. Объяснение нового материала.

1. Учащиеся читают и анализируют теоретический материал на с. 146.

2. Учитель сообщает девятиклассникам, что многочленные сложные предложения часто употребляются в научной речи, использование таких предложений в художественной литературе зависит от индивидуальности стиля писателя.

3. Учащиеся знакомятся с видами синтаксической связи в многочленных предложениях на с. 147.

IV. Закрепление материала.

1. В упр. 209 учащиеся рассказывают по схемам о видах связи между предикативными частями многочленного сложного предложения, затем читают вслух данные после схем предложения и соотносят каждое из них с одной из схем, доказывают правильность своего решения. Учитель обращает внимание учеников на слова в рамке, которые можно использовать в устном ответе.

2. В упр. 210 учащиеся читают стихотворение А. С. Пушкина «Я вас любил...», затем читают начало повести «Дубровский», определяют, в стихотворении или в прозаическом фрагменте употреблены сложные предложения с различными видами связи. Девятиклассники списывают стихотворение, подчёркивают грамматические основы простых предложений, указывают союзы, союзные слова, объясняют знаки препинания.

3. Графическая работа (упр. 211). Учащиеся составляют схему записанного сложного предложения.

4. Выборочный диктант по упр. 212.

Учащиеся выписывают сначала те предложения, в которых сообщается о двух ситуациях, а затем те, в которых сообщается о трёх и более, потом составляют схемы этих предложений.

Рекомендации учителю: проведите словарную работу со словами идеал, идеально, идеальный.

Идеал. Заимств. в конце XVIII в. из франц., где ideal < лат. idelais, суф. производно от idea.

(Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. — М., 1994.)

Учащиеся по «Словарю русского языка» С. И. Ожегова определяют лексическое значение слова идеал.

Идеал. 1. To, что составляет высшую цель деятельности, стремлений.

2. Совершенное воплощение чего-нибудь.

Учащиеся составляют словосочетания, предложения со словами идеал, идеально, идеальный.

5. Речевая разминка. Исправляются ошибки, связанные с неумелым употреблением сложных конструкций.

На доску проецируется предложение.

Несмотря на большие трудности, которые встретились нам в туристском походе, который состоялся во второй половине июня, когда закончились все экзамены, мы провели его с успехом, так как все участники были хорошо подготовлены к тому, чтобы не смущаться лишениями, которые неизбежны в каждом походе.

В помощь учителю: ученики должны исправить ошибки (нагромождение придаточных предложений в одной синтаксической конструкции), разбить всё предложение на ряд самостоятельных отдельных предложений.

6. Сочинение-миниатюра по данному началу с использованием многочленных сложных предложений: «Я рассматриваю фотографию экзотического животного. На меня смотрит...»

Тестовые задания

1. Укажите многочленное сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

  а) Учись скромности у колоса: тот, как созреет, голову склонит.

  б) Ночью я почувствовал боль в ноге, и, когда встал утром, она оказалась сильно распухшей.

  в) Хорошо сидеть и прислушиваться к тишине: то ветер подует и тронет верхушки берёз, то за стеной колокольные часы пробьют четверть.

  г) Мы в песнях для потомства сбережём названья тех сгоревших деревень, где за последним горьким рубежом кончалась ночь и начинался день.

  Ответ: б.

2. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).

  Я сознавала что этот туман скрывает нечто важное и до боли напрягала глаза пытаясь разглядеть что там за молочно-белой пеленой но тщетно мгла упорно не хотела рассеиваться.

  а) сложносочинённое

  б) сложноподчинённое

  в) бессоюзное сложное

  г) многочленное сложное

  Ответ: г.

3. Укажите многочленное сложное предложение (знаки препинания не расставлены).

  а) Я смотрел на лодки на японские батареи нигде никакого движения.

  б) Упал в пруд камень взъерепенилась от этого вода полетела брызгами и волны побежали кругами но вскоре их бег замедлился сник и сравнялась гладь снова уснула тихая заводь хоть и долго ещё выпрыгивали на поверхности звонкие пузырьки.

  в) Старшина пошёл сам потому что предводители должны идти первыми когда угрожает опасность.

  г) День прошёл тихо но в сумерках они заметили человека бесшумно кравшегося к огромному дереву.

  Ответ: б.

V. Домашнее задание дифференцированного характера:

а) учить теоретический материал;

б) выполнить упр. 214;

в) выписать шесть многочленных сложных предложений из произведений В. В. Набокова.