Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Бессоюзное сложное предложение
Урок 52. Контрольный диктант с грамматическими заданиями

Вариант I

Летний день

Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Но как тихо, как невыразимо тихо всё кругом! Всё проснулось, и всё молчит. Вы проходите мимо дерева — оно не шелохнётся: оно нежится. Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете её за близкий лес; вы подходите — лес превращается в высокую грядку полыни на меже. Над вами, кругом вас — всюду туман... Но вот ветер слегка шевельнётся, и клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто-жёлтый луч ворвётся вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрётся в рощу, — и опять всё заволоклось. Долго продолжается эта борьба; но как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в голубой нежно сияющей вышине.

Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение. (170 слов)

(И. С. Тургенев)

Грамматические задания:

1. Сделайте синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения (по выбору учащихся).

2. Найдите бессоюзные сложные предложения, укажите грамматические основы входящих в них простых предложений, составьте схемы бессоюзных сложных предложений.

Вариант II

Гибель дерева

Лошади вынесли коляску Чайковского на поляну... От подножья сосны, согнувшись, как воры, разбегались лесорубы.

Внезапно вся сосна, от корней до вершины, вздрогнула и застонала. Вершина сосны качнулась, дерево начало медленно клониться к дороге и вдруг рухнуло, круша соседние сосны, ломая берёзы. С тяжким гулом сосна ударилась о землю, затрепетала всей хвоей и замерла.

Проехать было нельзя: вершина сосны загородила дорогу. На хвое ещё сохранился блеск, свойственный тем воздушным просторам, где эта хвоя только что дрожала под ветерком. Толстые сломанные ветки, покрытые прозрачно-желтоватой плёнкой, были полны смолы. От её запаха першило в горле.

Тут же лежали обломленные сосной ветки берёз. Чайковский вспомнил, как берёзы пытались удержать падающую сосну, принять её на свои гибкие стволы, чтобы смягчить смертельное падение.

То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов. И всё так же тупо ухала земля. Птицы метались над порубкой. Даже облака, казалось, ускорили свой бег в равнодушной ко всему небесной синеве.

Чайковского возмутило увиденное, он думал о том, что потомки никогда не простят нам опустошённые земли, обезображивания природы. (169 слов)

(По К. Г. Паустовскому)

Грамматические задания:

1. Сделайте синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения (по выбору учащихся).

2. Найдите бессоюзные сложные предложения, составьте их схему, объясните постановку знаков препинания.