Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Бессоюзное сложное предложение
Урок 51. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение

Цели урока: 1) познакомить учащихся с порядком синтаксического разбора, порядком пунктуационного разбора бессоюзного сложного предложения; 2) научить производить синтаксический разбор (устный и письменный) и пунктуационный разбор (устный и письменный) бессоюзного сложного предложения; 3) обобщить и систематизировать знания по теме.

1. Анализ сочинений, работа над ошибками, допущенными в сочинении.

II. Словарная работа.

Аккомпанемент, аккомпанировать, коллектив, коллективный, колосс, колоссальный, комментарий, комментатор, пассивный, пессимист, прогресс, прогрессивный, эффект, регресс, регрессивный, аннулировать, дискуссия, иммунитет, территория.

Учащиеся записывают в тетрадь словарные слова, подчёркивают удвоенные согласные, обмениваются тетрадями, проверяют правильность написания слов.

2. Конструирование. Девятиклассники составляют шесть сложных бессоюзных предложений, используя словарные слова.

III. Знакомство с новым материалом.

Учащиеся читают сведения о порядке синтаксического разбора (устного и письменного) бессоюзного сложного предложения на с. 141 — 142.

IV. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 203 производится синтаксический разбор бессоюзных сложных предложений.

2. Из упр. 204 выписываются четыре бессоюзных сложных предложения, производится их пунктуационный разбор: двух — устно, двух — письменно, объясняется (устно) постановка знаков препинания.

V. Обобщение и систематизация материала по теме «Бессоюзные сложные предложения».

1. Фронтальный опрос по вопросам и заданиям на с. 143 — 144 учебника.

2. Из упр. 205 учащиеся выписывают цитаты по каждой теме отдельно, расставляя пропущенные знаки препинания, подчёркивают разделительные знаки между частями бессоюзных сложных предложений, указывают в высказывании Н. С. Лескова устаревшие слова.

3. Самостоятельная работа по упр. 206.

Учащиеся списывают текст, расставляя пропущенные знаки препинания, составляют схему второго предложения.

4. Конструирование (упр. 207).

Ученики продолжают предложения на тему «Советы начинающему лектору», используя по возможности бессоюзные сложные предложения, подчёркивают в них разделительные знаки препинания.

5. На доску проецируется текст.

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветви берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

(И. С. Тургенев)

Задание: сделайте интонационно-смысловой анализ текста. Докажите, почему поставлены запятая и точка с запятой. Определите тип речи. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.

В помощь учителю: текст по содержанию и интонации делится на две части. В первой части (до слов Вот и лес) быстрая смена приятных впечатлений обозначается перечислительной интонацией с небольшими паузами между простыми предложениями (в составе бессоюзного), следующими почти одновременно, и с постепенно повышающимся голосом перед каждой паузой. Ставятся запятые.

Во второй части текста дано изображение лесной тишины и спокойствия, поэтому темп речи замедляется, паузы между простыми предложениями (в составе бессоюзного) становятся более продолжительными, голос перед паузами понижается. Ставится точка с запятой.

6. Диктант «Проверяю себя» с грамматическим заданием.

Около реки лес значительно гуще и состоит из ольхи, белой берёзы, ели и пихты; особенно много растёт лиственницы. Это — тайга в полном смысле слова: дикая, пустынная и неприветливая. Всё живое её избегает: нигде не видно звериных следов, и за двое суток мы не встретили ни одной птицы. Такая тайга влияет на психику людей. Это я заметил по своим спутникам. Они шли молча и почти не разговаривали между собою.

По обыкновению, около трёх часов пополудни мы стали выбирать место для бивака. Дерсу и Чжан Бао зачем-то отошли вправо, а я, Чан Лин и Аринин пошли по берегу речки. Вдруг мы услышали позади себя крики: Дерсу звал нас к себе.

(В. К. Арсеньев)

Грамматические задания:

1. Составьте схемы сложных бессоюзных предложений.

2. Сделайте синтаксический разбор сложного бессоюзного предложения (по выбору учащихся).

Тестовые задания

1. Укажите бессоюзное сложное предложение (знаки препинания не расставлены).

  а) Звёзды то мигали слабым светом то исчезали.

  б) Мне вечная неволя угрожала за мной гнались я духом не смутился и дерзостью неволи избежал.

  в) Туча пролилась ушла и солнце снова засияло над нашим садом.

  г) Видно было что его одолевает внутренняя борьба.

  Ответ: б.

2. Какой знак следует поставить между частями бессоюзного сложного предложения Сдадите работу в срок отпуск вам обеспечен?

  а) двоеточие

  б) тире

  в) запятую

  г) точку с запятой

  Ответ: б.

3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  а) Любишь кататься — люби и саночки возить.

  б) Косили версту: выкосили грош.

  в) Ползти было неудобно: с непривычки болели колени и локти.

  г) Пробовал бежать: ноги от страха не слушались.

  Ответ: б.

4. Какую часть следует добавить в бессоюзное сложное предложение со значением причины?

  ... трудно усидеть дома.

  а) Из-за хорошего настроения...

  б) Когда солнцу весело...

  в) Летом тяжело готовиться к экзаменам...

  г) Со двора доносится весёлый гомон детей...

  Ответ: в.

VI. Итог урока.

VII. Домашнее задание дифференцированного характера:

а) повторить материал по теме «Бессоюзные сложные предложения» в § 31 — 36; упр. 208;

б) выписать из III строфы V главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» бессоюзные сложные предложения, подчеркнуть грамматические основы каждой части.