Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014
Бессоюзное сложное предложение
Урок 50. Сочинение отзыв о картине Н. М. Ромадина Село Хмелевка
Цель урока: научить писать сочинение — отзыв о картине.
I. Беседа с учащимися об особенностях отзыва.
Отзыв — это отклик, выражение своих впечатлений от прочитанной книги, просмотренного кинофильма или спектакля, увиденной на выставке картины художника и т. д.
Школьный отзыв приближается к рецензии, если содержит элементы анализа.
— Приходилось ли вам высказывать свои отзывы, когда в классе обсуждались устные выступления товарищей (сообщения, доклады), письменные работы?
— Надо ли говорить (писать) в отзывах только о недочётах? Почему?
— Чем отличается отзыв от рецензии?
Рекомендации учителю: обратите внимание на особенность употребления предлогов со словами отзыв, рецензия, учащиеся должны записать и запомнить: отзыв (о чём?), рецензия (на что?).
II. Формулируется задача: написать отзыв о картине Н. М. Ромадина «Село Хмелевка» (из серии «Волга — русская река»), упр. 202. Каждый пишет самостоятельно, чтобы было интересно читать: кто что увидел на картине, как сумел рассказать о своих впечатлениях.
III. Работа по учебнику. Учащиеся отвечают на вопросы:
— Как вы думаете, с какой точки обзора художник писал свою картину, чтобы так открыть эту панораму?
— Какое время года изобразил художник?
— Почему на его картине преобладают блёклые золотистые краски?
— Что изображено на переднем плане?
— Что синеет на горизонте?
— Какие детали привлекли ваше внимание?
— Почувствовали ли вы, как это село, эти широкие, необозримые дали могут позвать, притянуть к себе?
— Какими впечатлениями вы хотите поделиться, полюбовавшись картиной?
— А что бы вы после просмотра полотна написали в книгу отзывов, будучи в Третьяковской галерее?
IV. Словарная работа.
Панорама (пан... + греч. horama — вид, зрелище):
1) вид местности, открывающийся обычно с высоты;
2) картина больших размеров с объёмным первым планом, помещённая на стене специального круглого здания с верхним светом; зритель, находящийся внутри здания, получает иллюзию реального пространства по всему кругу горизонта (ср. диорама);
3) уст. картина, рассматриваемая в увеличительное стекло, так что предметы видны в натуральную величину;
4) артиллерийский оптический угломерный прибор, применяемый вместе с прицелом для наводки орудия при стрельбе по невидимым и видимым целям;
5) обзор каких-либо событий, явлений, фактов и т. п. в прессе, в кино, на телевидении.
V. Подведение итогов.
— Мы прониклись той красотой села Хмелевка, которую художник запечатлел на своём полотне. Ваша задача — написать о своих впечатлениях, т. е. отзыв. Может быть, у вас получится отзыв с элементами рецензии.
— Озаглавьте своё сочинение.
Учащиеся обмениваются друг с другом первыми вариантами своих отзывов, исправляют недочёты, ошибки. Взаимопроверка поможет улучшить сочинения-отзывы.
VI. Написание сочинения — отзыва о картине Н. М. Ромадина «Село Хмелевка».