Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014
Бессоюзное сложное предложение
Урок 49. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении
Цели урока: 1) познакомить учащихся с условиями постановки тире в бессоюзных сложных предложениях; уяснить, что в некоторых случаях значение первой части можно определить и как условное, и как временное; 2) научить произносить указанные бессоюзные сложные предложения с сопоставительной или пояснительной интонацией, определять смысловые отношения между частями (противопоставление, время, условие, следствие), составлять интонационные схемы указанных предложений, правильно ставить необходимые знаки препинания, обосновывая условия выбора знака препинания между частями бессоюзного сложного предложения.
I. Проверка домашнего задания.
Первый ученик делает устное сообщение «Двоеточие в простых и сложных предложениях». Класс рецензирует ответ.
Второй ученик записывает на доске составленные бессоюзные предложения (упр. 198), подчёркивает в них главные члены. Учащиеся читают бессоюзные сложные предложения на тему «Считаю ли я себя культурным человеком». Класс рецензирует их ответы.
II. Повторение материала.
1. На доску проецируется задание: составить по два предложения с данными словами, в которых они выступали бы в роли:
а) существительного с предлогом; б) производного предлога: (в)следствие, (в)продолжение, (в)течение, (в)виду, (на)счёт, (в)роде;
а) наречия; б) прилагательного, местоимения, числительного с предлогом: (в)пустую, (по)весеннему, (по)вашему, (в)третьих, (в)ручную, (по)прежнему, (по)тому;
а) наречия; б) существительного с предлогом: (на)встречу, (на)верх, (в)глубь, (на)дом, (на)удачу, (на)бок, (в)начале.
III. Объяснение нового материала.
1. Чтение § 35 на с. 138 — 139, анализ примеров параграфа.
2. Наблюдение над интонацией бессоюзного сложного предложения с тире.
Рекомендации учителю: следует обратить внимание учащихся на то, что тире в бессоюзном сложном предложении требует повышения голоса в первой части и продолжительной паузы. Учащиеся должны усвоить: чтобы правильно расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, необходимо хорошо знать условия постановки тире, определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. В слабом классе можно предложить таблицу.
Таблица 19
IV. Закрепление материала.
1. В упр. 199 учащиеся читают выразительно сложные бессоюзные предложения с сопоставительной или пояснительной интонацией, объясняют постановку тире, пользуясь образцами рассуждений, данными в правиле или в таблице, выписывают из упр. 199 четыре бессоюзных сложных предложения, составляют их интонационные схемы.
2. Выборочный диктант по упр. 200.
3. Учащиеся выписывают из упр. 200 сначала простые предложения, затем сложные, подчёркивают грамматические основы, указывают бессоюзные сложные предложения, в которых значение может быть понято и как условное, и как временное.
4. Конструирование.
На доску проецируются сложные союзные предложения.
1) Все крыльями машут, но не все летают.
2) Когда птицы приумолкли, то жди грома.
3) Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне, ожидается холодное лето.
4) Когда стал распускаться лесной дуб, можно начинать купаться.
5) Если не поклонишься до земли, грибка не поднимешь.
6) Если затянулись дожди, груздя не жди.
Задание: преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные, понаблюдайте за интонацией.
Рекомендации учителю: напомните учащимся, что интонация должна быть отчётливой: с сильным повышением голоса в конце первой части, с резкой паузой (на месте тире) и с понижением голоса во второй.
5. Объяснительный диктант с грамматическим заданием.
1) Зайдёшь в такую избушку зимой — жилым духом не пахнет. (В. М. Шукшин)
2) Ты лунной ночью в лес войди — не будет счёта чудесам. (О. Н. Константинова)
3) Чуть свет — уж на ногах! (А. С. Грибоедов)
4) Пофилософствуй — ум вскружится. (А. С. Грибоедов)
5) Раскланяйся — тупеем не кивнут. (А. С. Грибоедов)
6) Хочу забыть — забыть нельзя. (В. Я. Брюсов)
7) Ласточки прилетели — скоро гром загремит.
8) Праздник придёт — гостей приведёт.
Грамматическое задание: составьте схемы сложных бессоюзных предложений.
Тестовые задания
1. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которые следует поставить тире.
а) Солнце быстро встаёт будет день горячий.
б) Я оторвался от России почти на два года. Но не жалею об этом я многое за это время узнал.
в) Махнёт птица раз станет светлым-светло.
г) Земля кругла на ней не скроешь тайны.
Ответ: а, в, г.
2. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых содержание первой части резко противопоставляется содержанию второй (знаки препинания не расставлены).
а) Закончена бригадная работа народ в сборе каждому хочется поскорее посмотреть как дом поднимается сколько брёвен плотники затесали.
б) Я говорил правду мне не верили.
в) Хочу к нему вы тащите с собой...
г) Я прошу Вас всеми чувствами
Никогда не будьте грустными.
Ответ: б, в.
3. Укажите сложное бессоюзное предложение, в котором вторая часть указывает на следствие того, о чём говорится в первой части (знаки препинания не расставлены).
а) За холмами глухо прогремел гром подуло свежестью.
б) Сумерки были короткие как-то скоро спустилась ночная тьма.
в) Мы знали крепче непогоды прочнее стали человек.
г) Прошли дожди не проехать нам по лесным болотистым дорогам.
Ответ: г.
V. Домашнее задание дифференцированного характера:
а) учить теоретический материал на с. 138 — 139, § 35;
б) упр. 201;
в) написать сочинение-миниатюру на тему «По дороге к реке» с использованием бессоюзных сложных предложений с тире.