Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014
Бессоюзное сложное предложение
Урок 48. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Цели урока: 1) познакомить учащихся с условиями постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях; уяснить текстообразующую роль бессоюзных сложных предложений с пояснительными, изъяснительными и причинно-следственными отношениями; 2) научить произносить указанные предложения с предупредительной интонацией, определять смысловые отношения между его частями (причина, пояснение, дополнение), правильно ставить необходимые знаки препинания, обосновывать условия их выбора, составлять бессоюзные сложные предложения, между частями которых необходимо поставить двоеточие, понимать текстообразующую роль бессоюзных сложных предложений.
I. Анализ изложений, работа над ошибками, допущенными в изложении.
II. Объявление темы и целей урока.
1. Учащиеся анализируют материал на с. 134 и отвечают на вопросы:
— В каких бессоюзных сложных предложениях вторая часть поясняет, раскрывает, конкретизирует содержание первой части?
— Какой разделительный знак употреблён в этих бессоюзных предложениях?
— Как назван в тексте этот знак? Почему?
2. Учащиеся анализируют теоретические сведения на с. 135 учебника, знакомятся с условиями постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях.
Рекомендации учителю: в слабом классе можно предложить учащимся таблицу.
Таблица 18
III. Закрепление материала.
1. Упр. 195 учащиеся выполняют устно: читают выразительно бессоюзные сложные предложения с предупредительной интонацией (первая часть произносится с неспокойным понижением голоса, после неё имеется значительная пауза, вторая часть заканчивается понижением голоса), объясняют постановку двоеточия.
2. Упр. 196 ученики выполняют самостоятельно: списывают, расставляя недостающие знаки препинания, составляют схемы БСП.
3. Выборочный диктант (упр. 197).
Учащиеся выписывают БСП, в которых:
а) вторая часть разъясняет содержание первой;
б) вторая часть поясняет сказуемое первой части.
Далее девятиклассники составляют интонационную схему третьего предложения.
4. Конструирование.
На доске записаны простые предложения.
1) Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду.
2) Собака лежала у самой калитки. Я боялся двинуться дальше.
3) Мы собрались в лес. Дрова были на исходе.
4) Я стал прислушиваться. Возле дома ходили.
5) Часы пробили одиннадцать. Пора ложиться спать.
6) Ноги увязли в грязи. Мы свернули с дороги.
Задание: из двух простых предложений составьте бессоюзное сложное предложение с двоеточием.
5. Объяснительный диктант. Учащиеся записывают под диктовку сложные бессоюзные предложения, объясняют знаки препинания перед записью.
1) Трудно заметить залёгшего в снегу зайца: он первый замечает человека и быстро убегает. (И. С. Соколов-Микитов)
2) Всё было ясно: они спутали направление и шли совсем в противоположную сторону. (А. Ф. Иванов)
3) Взгляни: безропотно текут речные воды. (Е. А. Баратынский)
4) Вот пишут: существование снежного человека можно считать документально доказанным. (B. C. Пелевин)
5) Завтра уже не увидимся: я выезжаю до зари. (Н. В. Гоголь)
6) Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что- нибудь случалось. (В. М. Шукшин)
7) Поражает в Крыму одно: всё самое прекрасное и величественное создано в XIX веке. (Ф. Н. Абрамов)
8) Предстоящего дела в разговоре не касались: всё было обговорено заранее. (С. А. Майоров)
Тестовые задания
1. Укажите бессоюзные сложные предложения, между частями которых надо поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены).
а) Поезд ушёл его огни исчезли.
б) На улице было ещё пусто над крышами домов вставало солнце.
в) Случилась беда селевой поток размыл железнодорожный путь.
г) Не бойтесь вас подстрахуют.
Ответ: в, г.
2. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.
а) Если ты когда-нибудь в жаркий день случайно дотронешься до ствола берёзы, заметишь странное явление: даже на солнце ствол берёзы остаётся прохладным.
б) Приоткрыл глаз шире и тотчас же плотно зажмурил: перед ним на задних лапах сидел большой, тощий, ободранный медведь.
в) Старший политрук молчал: не надо мешать командиру принимать решение.
г) Я вошёл в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель.
Ответ: б, в.
3. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых второе (или несколько предложений) разъясняет первое, т. е. раскрывает его содержание (знаки препинания не расставлены).
а) Наступал вечер шёл дождь с севера порывисто дул ветер.
б) К первому дню праздника всё было готово картины развешаны, столбы для флагов выбелены, площадь обильно полита из длинных зелёных бочек.
в) Поезд ушёл быстро его огни вскоре исчезли через минуту уже не было слышно шума.
г) Вечерами возле сруба всё население собиралось кто щепки сгребает, кто у своих подворий копается.
Ответ: б, г.
IV. Итог урока.
V. Домашнее задание дифференцированного характера:
а) учить правила на с. 135, § 34;
б) подготовить устное сообщение на тему «Двоеточие в простых и сложных предложениях»;
в) выполнить упр. 198;
г) составить восемь — десять бессоюзных сложных предложений на тему «Считаю ли я себя культурным человеком».