Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014
Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
Урок 60. Фонетика и графика
Цели урока: 1) повторить определения фонетики и графики как разделов науки о языке; уточнить характеристику гласных и согласных звуков, взаимоотношение звуков и букв е, ё, ю, я в языке, их звуковое значение, порядок фонетического разбора слова; 2) совершенствовать умения составлять фонетическую транскрипцию указанных слов, определять звуковое значение букв е, ё, ю, я в этих словах; 3) соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника.
I. Анализ диктанта. Работа над ошибками.
II. Повторение темы «Фонетика и графика».
1. Учащиеся записывают и анализируют теоретический материал на с. 158.
2. Фронтальная беседа с вопросами и заданиями:
— Что называется фонетикой?
— Какие звуки называются гласными? Перечислите их.
— Какие звуки называются согласными?
— На какие группы делятся согласные?
— Перечислите парные твёрдые и мягкие согласные. Назовите согласные, которые не имеют пары по твёрдости-мягкости.
— Перечислите парные звонкие и глухие согласные. Назовите согласные, которые не имеют парных глухих или звонких.
— Как обозначается мягкость согласных на письме. Приведите примеры.
— Чем отличается звук от буквы?
— В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?
— Что изучает графика?
III. Закрепление и обобщение знаний по теме.
1. В упр. 228 учащиеся формулируют главную мысль текста, находят четыре слова, в которых на конце произносится звук [т], записывают их в фонетической транскрипции, называют, в каком из этих слов произносится звук [ф].
2. Упр. 229 выполняется устно (читаются слова с соблюдением правила произношения).
3. На доску проецируется таблица.
Таблица 20
Буквы е, ё, ю, я обозначают |
|
два звука |
один звук и мягкость предыдущего согласного |
е [й’э], ё [й’о], ю [й’у], я [й’а] 1. B начале слова: яма, юг, ель, ёж. 2. После гласной буквы: моя, пою. 3. После разделительных ъ и ь: семья, въезд |
ме [м’э], мю [м’у], мё [м’о], мя [м’а] мель, мюсли, мёд, мята |
Задание: рассмотрите таблицу и расскажите о буквах е, ё, ю, я, приведите свои примеры.
4. Ученики записывают в тетрадь слова с доски уже в транскрипции: роскошь, честный, друзья, беречь, вьюга, съезд, сдать.
5. Самостоятельная работа по вариантам.
Задание: сделайте фонетический разбор слов.
I вариант — звёзды, берёзки, семья.
II вариант — ярким, серёжки, земля.
Рекомендации учителю: в слабом классе перед выполнением самостоятельной работы необходимо повторить порядок фонетического разбора слова на с. 199 учебника.
Тестовые задания
1. Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв.
а) мысль
б) сажают
в) борьба
г) юбилей
Ответ: б, г.
2. Укажите слова, в которых букв больше, чем звуков.
а) безлюдье
б) судьба
в) площадь
г) крыша
Ответ: б, в.
3. Укажите слова, в которых встречаются только твёрдые согласные.
а) место
б) пароход
в) кресло
г) стул
Ответ: б, г.
4. Укажите правильную фонетическую транскрипцию слова лягте.
а) [л’й’акт’э]
б) [л’акт’э]
в) [л’агт’э]
г) [л’ахт’э]
Ответ: б.
5. Укажите слова, в которых написание согласных не совпадает с их произношением.
а) здесь
б) вдруг
в) пустячный
г) помощник
Ответ: б, в, г.
IV. Домашнее задание: § 31, упр. 230.