Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
Урок 60. Фонетика и графика

Цели урока: 1) повторить определения фонетики и графики как разделов науки о языке; уточнить характеристику гласных и согласных звуков, взаимоотношение звуков и букв е, ё, ю, я в языке, их звуковое значение, порядок фонетического разбора слова; 2) совершенствовать умения составлять фонетическую транскрипцию указанных слов, определять звуковое значение букв е, ё, ю, я в этих словах; 3) соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника.

I. Анализ диктанта. Работа над ошибками.

II. Повторение темы «Фонетика и графика».

1. Учащиеся записывают и анализируют теоретический материал на с. 158.

2. Фронтальная беседа с вопросами и заданиями:

— Что называется фонетикой?

— Какие звуки называются гласными? Перечислите их.

— Какие звуки называются согласными?

— На какие группы делятся согласные?

— Перечислите парные твёрдые и мягкие согласные. Назовите согласные, которые не имеют пары по твёрдости-мягкости.

— Перечислите парные звонкие и глухие согласные. Назовите согласные, которые не имеют парных глухих или звонких.

— Как обозначается мягкость согласных на письме. Приведите примеры.

— Чем отличается звук от буквы?

— В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

— Что изучает графика?

III. Закрепление и обобщение знаний по теме.

1. В упр. 228 учащиеся формулируют главную мысль текста, находят четыре слова, в которых на конце произносится звук [т], записывают их в фонетической транскрипции, называют, в каком из этих слов произносится звук [ф].

2. Упр. 229 выполняется устно (читаются слова с соблюдением правила произношения).

3. На доску проецируется таблица.

Таблица 20

Буквы е, ё, ю, я обозначают

два звука

один звук и мягкость предыдущего согласного

е [й’э], ё [й’о], ю [й’у], я [й’а]

1. B начале слова: яма, юг, ель, ёж.

2. После гласной буквы: моя, пою.

3. После разделительных ъ и ь: семья, въезд

ме [м’э], мю [м’у], мё [м’о], мя [м’а]

мель, мюсли, мёд, мята

Задание: рассмотрите таблицу и расскажите о буквах е, ё, ю, я, приведите свои примеры.

4. Ученики записывают в тетрадь слова с доски уже в транскрипции: роскошь, честный, друзья, беречь, вьюга, съезд, сдать.

5. Самостоятельная работа по вариантам.

Задание: сделайте фонетический разбор слов.

I вариант — звёзды, берёзки, семья.

II вариант — ярким, серёжки, земля.

Рекомендации учителю: в слабом классе перед выполнением самостоятельной работы необходимо повторить порядок фонетического разбора слова на с. 199 учебника.

Тестовые задания

1. Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв.

а) мысль

б) сажают

в) борьба

г) юбилей

  Ответ: б, г.

2. Укажите слова, в которых букв больше, чем звуков.

а) безлюдье

б) судьба

в) площадь

г) крыша

  Ответ: б, в.

3. Укажите слова, в которых встречаются только твёрдые согласные.

а) место

б) пароход

в) кресло

г) стул

  Ответ: б, г.

4. Укажите правильную фонетическую транскрипцию слова лягте.

а) [л’й’акт’э]

б) [л’акт’э]

в) [л’агт’э]

г) [л’ахт’э]

  Ответ: б.

5. Укажите слова, в которых написание согласных не совпадает с их произношением.

а) здесь

б) вдруг

в) пустячный

г) помощник

  Ответ: б, в, г.

IV. Домашнее задание: § 31, упр. 230.